Регистрация
 
Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни
Максим Горький

Сертификат для данного сайта ожидается

При возникновении вопросов обращайтесь на
[email protected]

Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 1
Мои публикации

Монографии:

Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 231с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43079218https://search.rsl.ru/ru/record/01002892934$

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социального риска: монография.  LAP LAMBERT Academic Publishing (2012-04-23).  200 c. URL: https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/gb/book/978-3-8484-8720-2/выбор-профессии-как-фактор-социального-риска

Статьи в журналах ВАК:

Томилов В.А. Институт образования и устойчивое развитие общества // Вестник ВЭГУ. 2009. № 4(42). С. 65- 72. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12852626_95283791.pdf

Томилов В.А. Уроки протестантской трудовой этики // Религиоведение. 2009. №4. С. 114-121. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15227449_35876595.pdfhttps://elibrary.ru/download/elibrary_15227449_96419503.pdf

Томилов В.А. Рента способностей как социальный феномен // Вестник ВЭГУ. 2010. №4 (48) C. 55-60. URL:  https://elibrary.ru/download/elibrary_15190293_18824441.pdf

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социально-экономического риска на Дальнем Востоке России //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2010. №4 (28). С. Ё185-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15634222

Томилов В.А. Флуктуации хозяйственной жизни: функция и субъект // Социология. 2010. №1. С. 73-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24273016

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социально-экономического риска // Преподаватель XXI век. 2010. №3-2. С. 359-367.  URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15523594_12165353.pdf

Томилов В.А. Темпоральные основания экономической политики государства // Социология. 2011. №3. С. 1124-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24298162

Томилов В.А.  Профессия и риск // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2013. №9-3 (36). С. 50-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21137119

Томилов В.А. Темп хозяйственной жизни: структура и функции // Вестник ВЭГУ. 2013. №1 (63). С. 67-71. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18746861_84345528.pdf

Томилов В.А. Труд как инерционно-транзитивный процесс // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2014. №7-3. С. 478-484. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23007171

Томилов В.А. Темпосоциум: структура, субъекты, ресурсы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. №1(40). С. 165-174. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25791782_48313119.pdf

Томилов В.А. Задачи института образования: онтологические и гносеологические основания // Общественные науки. 2017. №4-2. С. 253-270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30562105

Томилов В.А., Томилова Т.И. Организация труда как рентообразующий фактор // Финансовая экономика. 2019. №2. С. 781-785. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37042368

Томилов В.А., Ждан А.Б. О характере совокупного (группа) работника при разделении труда // Вопросы управления. 2020. №2(63). С. 122-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43079218

Томилов В.А. Темпорально-дискретная модель производительности труда // Финансовый бизнес. 2022. №8. С. 29-34. URL: https://fin-biz.ru/gallery/журнал%20Финансовый%20бизнес%202022-8.pdf 

Фрактальное общество: модель «фрактальное общество» связана со способностями от «природы» (генотип), которые различаются по скорости действий, что обнаруживается при совместной работе, когда в ходе их взаимодействия скорость действий трансформируется в общий темп, являющийся  мало-/высокопроизводительным. Процесс осуществляется при участи человека, но без контроля с его в стороны в результате в форме синхронизации скорости действий работников как непосредственной, так и опосредованной. При этом в результате непосредственной синхронизации производительность является более высоко, чем при опосредованной, так как «выпадает» промежуточное звено – снижение скорости, а процесс предшествует непосредственной синхронизации в качестве ее условия.  Возникает   фрактальность, устраняющая «… дихотомию дискретное и как следствие – часть-целое» (Афанасьева В.В., Анисимов Н.С. Постнеклассическая онтология // Вопросы философии. 2015. №8. С.28-42. URL:  http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1233 &Itemid= 52). В связи с эти временна́я, или темпоральная симметрия, когда происходит непрерывное течение времени только вперед, нарушается (Гришина А.  Рябь времени, или Когда физика лучше фантастики // Наука и жизнь. 2017. №6. С. 10. URL: http://nozdr.ru/data/ media/biblio/j/nj/2017/Наука%20и%20Жизнь%202017-06.pdf). Т.е. течение времени может как ускоряться, так и замедляться, что обнаруживается при фрактальном анализе фондового рынка, а также совместной работы в различных сферах жизнедеятельности общества.

Исследование фракталов началось в 1975 году и уже известно, что фракталы выходят за рамки чистой математики, искусства, схожего с музыкой и поэзией, или практического инструмента решения прикладных задач. Они могут дать гораздо больше: в частности, при текущем развитии науки объяснить явления, находящиеся вне понимания человека. Вся фрактальная космология строится на теории бесконечности пространства Вселенной и распределении в нем астрономических объектов по принципу фрактальной размерности (Созерцание великого фрактального подобия  // Блог компании VKМатематика. 16 января 2020. URL: https://habr.com/ru/company /vk/blog/482410/). В современной науке фракталы применяют­ся для моделирования и описания ряда слож­нейших динамических нелинейных систем. Например – ритмы человеческого сердца, нейронные сети, рост рас­тений, работа кровеносной системы, расчёты длины изрезанного побережья.  Фрактальные структуры часто представляют след хаотических нелинейных динамиче­ских процессов.  В природе хаотический процессе формирует элемент природной среды (берег мо­ря, атмосфера, геологический разлом): повсюду можно обнаружить фракталы. В этом случае имеет место самоподобие: структура или процесс выглядят одинаково в различных мас­штабах или на различных по продолжительно­сти интервалах времени. В обществе есть социальные фракталы, а сам фрактал – это подмножество членов социума, (осознанно/неосознанно) связанных между человеческими отношениями и выполняющими (осознанно/неосознанно) вид или же подмножество видов или функций человеческой деятельности (Колобов О.А., Петухов А.Ю. Фрактальный метод в применении к политическим и общественным системам // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №6. С. 269-271. URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/fraktalnyy-metod-v-primenenii-k-politicheskim-i-obschest venn ym-sistemam). Фрактальность проявляется и в работе фондовых рынков, как показал Б. Мандельброт  и Р.Л. Хадсон своей  работе «(Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах» (2006). В частности, Б. Мандельброт и Р.Л.  Хадсон обращают внимание на связь работы рынка с «торговым временем» и его отличием от линейного времени, которое отсчитывается часами обычного времени. Торговое время работы рынка в момент неустойчивости времени ускоряется, а в период стабильности, оно замедляется, что проявляется в ценовой последовательности, наблюдаемой в реальной финансовой жизни. При совместной работе трансформация скорости действий ее участников в общий темп проявляется в уровнях производительности, которая опосредуется спонтанными механизмами непосредственной и опосредованной синхронизации, что определяет первую как более производительную по отношению ко второй. Управление состоянием фондового рынка и производительности совместной работы определяется понимание того, что они собой могут представлять. 

Фондовый рынок образуют и взаимодействуют разнородные величины – это инвесторы с краткосрочными и долгосрочные временными горизонтами (инвестициями). Финансовые рынки являются собственными творениями человека, который не знает, как они работают. Чтобы сделать работу финансовых рынков более понятной, создаются объясняющие их модели, которые упрощают реальность. Объяснятся некоторые явления, но многое так и остается неясным и часто ставит больше вопросов, чем дает ответов.   Например, пониманиеравновесия. Экономический подход предполагает, что, если не существует внешних, или экзогенных, влияний, система находится в покое. Так экономисты определяют равновесие: все уравновешивает друг друга, когда предложение равно спросу. Возмущенная система, экзогенные факторы выводит из равновесия. Система, реагируя на возмущение, в состояние равновесия возвращается линейным образом. И она реагирует немедленно, потому что сама стремится в равновесие и «питает» отвращение к несбалансированности. Равновесие предполагает недостаток эмоциональных сил, таких как жадность и страх, которые служат причиной экономической эволюции, состоящей в приспособлении к новым условиям. Если эмоциональные силы человека подавить совсем, то система потеряет жизненную силу, в том числе – способность находиться в далеком от равновесия состоянии, что необходимо для развития. находиться в состоянии. Равновесие системы означает ее смерть, как и взгляд на время ее участников. Эконометрика игнорирует время, а рынки и экономика при таком подходе не обладают памятью о прошлом или имеют очень ограниченную память; память не учитывают повторения как свойства самоподобия, а оно – характеристика нелинейных динамических систем, симптоматика нелинейных процессов с обратной связью. Сама же сложность в поведении системы возникает тогда, когда она находится далеко от равновесия (Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивости рынка: Пер. с англ. М.: Мир, 2000. С. 17-28). И самоподобие, как и проявление обратной связи, могут рассматриваться в контексте представлений о времени. Традиционно события существуют либо как случайные, либо как детерминированные. Во фрактально времени случайность и детерминизм, или хаос и порядок, сосуществуют. И во фрактальном времени видно, как взаимодействуют эти противоположности. Например, дерево обладает глобальной структурой и локальной случайностью: человек знаком с тем, как выглядит дерево, с его глобальной формой, но не на уровне отдельной ветви, каждая ветка индивидуальна. Все деревья разные, но обладают общими глобальными свойствами, глобальным детерминизмом. Т.е. в каждом отдельном дереве проявляются глобальный детерминизм и локальная случайность. Фрактальная структура (глобальный детерминизм, локальная случайность) более устойчива к ошибкам, чем другие структуры. Аналогично и на фондовом рынке, где взаимодействую инвесторы с различными инвестиционными горизонтами, упорядоченными во времени.  Ранок стабилен, если участники, осуществляя операции друг с другом, подвергаются одинаковым рискам при совершении покупки в зависимости от присущей каждой шкалы времени и инвестиционного горизонты.  Иными словами, рынок стабилен, так как не имеет характерного масштаба времени. Разнообразие составляет структуру – взаимосвязь локальной случайности и глобального детерминизма, а она создает фрактал как самоподобную и стабильнуюструктуру. Фрактальная структура дает знание, которому доверяют участники рынка, выбирая модель поведение. Без доверия к знанию, которое определяет поведение инвесторов, рынок останавливается. Детерминизм дают законы природы, а случайность приносит в ситуацию взаимодействия разнообразие и новшество. Для рынка новшество – информация, а детерминизм – то, как рынки оценивают эту информацию. Существенна и причина доверия инвесторов к знанию, которое им дают финансовые аналитики и финансовые платформы – робо-эдвайзеры (разница в стоимости информации, которую предоставляют – риск, исключающий/допускающий возможность прибыли, ради получения которой участвуют в работе рынка. (Петерс Э. Фрактальный анализ финансовых рынков. Применение теории хаоса в инвестициях и экономике. М.: Интернет-трейдинг, 2004. С.  14-15, 17-18). Иными словами, основание всеобщего доверия к информации – страх банкротства. После того, как Б. Мандельброт описал фракталы, их пытались безуспешно примени на практике, но лишь американский трейдер Б. Вильямс, в научной работе сделал вывод: рынки являются хаотичной повторяющейся структурой. Рынок – нелинейная система, прогноз поведение которой невозможно сделать с помощью применения обычных уравнений, трендовых линий, и других обычных методов. Прогноз возможен с помощью фрактальной теории (Коваленко Э. Фрактальный анализ финансовых рынков – что это, и как торговать, применяя его? [Электронный ресурс] // trader-logger.  URL: https://trader-blogger.com/fraktalnyy-analiz-finansovyh-rynkov-chto-eto-i-kak-torgovat-primenyaya-ego.html). Б. Вильямс создал «теорию хаоса» и стал легендой рынка (Грегори-Вильямс ДЖ. Торговый хаос Увеличение прибыли методами технического анализа / Джастин Грегори-Вильямс и Билл Вильямс; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 310 с. URL: https://files.fortrader.org/ uploads/2012/01/torgovii-haos.pdf). Существует и точка зрения, что с руки Б. Вильямса произошла подмена и резкое сужение понятия «фрактал»: у него не было Хаоса, как и Фрактала (Гудылин Б. Введение во фрактальность рынка и Теорию Хаоса [Электронный ресурс] // SMART-LAB. Мы делаем деньги на бирже. 29 сентября 2015. URL: https://smart-lab.ru/ blog/281425.php). Иными словами, анализ связи фрактала (М. Мандельброт) с фондовым рынком продолжается, как и с валютным рынком Фо́рекс – система экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций при покупке/продаже иностранной валюты и т.п., а также операций по движению капиталов иностранных инвесторов (от англ. ForeingExchange зарубежный обмен).

В условиях разделения труда, профессионального отбор и выбора профессии спонтанно возникают виды совместной работы, различающиеся уровнями производительности, – это эрготемпоральные работники (темпокристаллы) – «Т(А↔В)=В←А(↓20-40%)», а также и в форме «Т(А↔А)=↑20-40%». При замене (В/А) участников совместной работы возникает ситуация в форме «Т(А↔В/А)=А↔А(↑20-40%)». Процессы становления отвечают закону «слабого звена»: скорость эскадры определяется тихоходным кораблем (А.А. Богданов). Т.е. управление процессом предполагает создание условий, в которых спонтанное действие закона «слабого звена» отвечает интересам человека, т.е. проявлению тенденции, говоря словами П.А. Сорокина, в направлении движения к раю процветания, а не к аду нищеты. Так, П.А. Сорокин признает, что в истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в обратном направлении. История не дает ни достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации. При этом исторический процесс понимается как историческое развитие, т.е. «непрерывный прогресс по спирали», а речь идет о продолжительностициклов (Н. Кондратьев) в форме стагнации или даже упадка в экономике (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 309-310, 314). А, в  свою очередь, Б. Мандельброт показывает не  тенденцию развития общества, способность общества как системы к «переключению»  своих социально-экономических состояний с опорой на результат как ресурс собственного  развития: различные ветви дерева не совмещены друг с другом, но они могут считаться подобными в статистическом смысле, отражая принцип регулярной повторяемости тех или иных мало-/высокопроизводительных состояний. Иными словами, здесь имеется в виду фрактальное время (ускорение/замедление) «переключение» уровней производительной совместной работы (фирма/хозяйственная жизнь общества), опосредованные составом участников. На уровне фирмы играет роль «переключателя» профессиональный отбор в форме удачного/неудачного результата, а на уровне хозяйственной жизни общества – выбор профессии. И в связи с этим формируются циклы (45-60 лет) подъема/спада мировой экономики, по Н.Д. Кондратьеву, а в социально-экономической жизни – изменения состава   участников совместной работы. Так как Н.Д. Кондратьев имеет в виду взаимодействие необратимых (эволюционны) и обратимых (волновых) процессов, в число которых входит и профессиональный отбор, и выбор профессии – задача, которую призван решать институт образования, то с помощью обратимых процессов можно определять вектор развития тем самым необратимых (эволюционных) процессов, в частности, на примере связи языка с обществом, как описывает швейцарский лингвист Ф. де Соссюр.

Ф. де Соссюр обращает внимание на особенности связи языка и речевой деятельности, имея линейное временя (язык) и дискретное время (речевая деятельность) участников речевой коммуникации.  У речевой деятельности две стороны: индивидуальная и социальная, и одну нельзя понять без другой.  Язык – это социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Речевая же деятельность многообразна и разнородна; протекая одновременно в ряде областей, будучи одновременно физической, физиологической и психической, она относится и к сфере как индивидуального, так и к сфере социального; ее нельзя отнести определенно ни к одной категории явлений человеческой жизни, так как неизвестно, каким образом всему этому можно сообщить единство. Язык в противоположность речевой деятельности представляет собою целостность сам по себе и является системой, части которой должны рассматривать в их синхронической взаимообусловленности. Поэтому важно различать синхроническую (статическую) лингвистику и диахроническую (эволюционную) лингвистику, а также и две оси их взаимосвязи – синхрония (одновременность) и диахрония (последовательность). Т.е.  все синхроничное относится к статическому аспекту, а диахронично все касающееся лишь  эволюции. При этом существительные синхрония и диахрония обозначают состояние языка и фазу эволюции (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1977. С. 47-48, 114-122).    С  диахронической точки язык – совокупность традиционных («передаваемых») языковых средств; с синхронической точки зрения –  это совокупность общих «актуальных» (для данного момента) средств, которые тем не менее являются и традиционными (то есть «передаваемыми»):  они являются общими именно потому, что они традиционны. Лишь в плане техники исследования синхрония предшествует диахронии: понимание объекта как такового предшествует разработке его истории (Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (проблема языкового изменения). 2-е изд., стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2001.С. 32). Процесс изменения языка можно сравнить с игрой в шахматы. И здесь, и там налицо система значимостей и наблюдаемое изменение их. Партия в шахматы есть как бы искусственная реализация того, что в естественной форме представлено в языке. И понятие позиции в шахматной игре соответствует понятию состояния в языке. Соответствующая значимость фигур зависит от их положения в каждый данный момент на доске, подобно тому как в языке значимость каждого элемента зависит лишь от его противоположения всем прочим элементам. И система моментальна; она видоизменяется от позиции к позиции. Значимость фигур зависит также, и даже главным образом, от неизменного соглашения: от правил игры, существующих до начала партии и сохраняющих свою силу после каждого хода.  Для перехода от одного состояния равновесия к другому или от одной синхронии к другой достаточно сделать ход одной фигурой; не требуется передвижки всех фигур сразу. В этом полное соответствие диахроническому факту со всеми его особенностями. В самом деле: А) каждый шахматный ход приводит в движение только одну фигуру; так и в языке изменениям подвергаются только отдельные элементы; Б) несмотря на это, каждый ход сказывается на всей системе; игрок не может в точности предвидеть последствия каждого хода. Изменения значимостей всех фигур, которые могут произойти вследствие данного хода, в зависимости от обстоятельств будут или ничтожны, или весьма значительны, или, в общем, скромны. Один ход, коренным образом изменяя течение всей партии, может также повлечь за собой последствия для тех фигур, которые в тот момент, когда его делали, были им не затронуты. И это точно так же верно в отношении языка. В) Ход отдельной фигурой есть факт, абсолютно отличный от предшествовавшего ему и следующего за ним состояния равновесия. Произведенное изменение не относится ни к одному из этих двух состояний; важны одни лишь состояния. В шахматной партии любая данная позиция характеризуется тем, что совершенно независима от того, что ей предшествовало; совершенно безразлично, каким путем она сложилась; зритель, следивший за всей партией с самого начала, не имеет ни малейшего преимущества перед тем, кто пришел взглянуть на положение этой партии в критический момент; для описания данной шахматной позиции незачем вспоминать о том, что происходило на доске десять секунд тому назад. Все это рассуждение применимо и к языку, подчеркивая коренное различие, проводимое между диахронией и синхронией. Речь функционирует в рамках данного состояния языка, и в ней нет места изменениям, которые происходят между одним состоянием и другим. В одном пункте предложенное сравнение неудачно: у шахматиста имеется намерение сделать определенный ход и воздействовать на систему отношений на доске, язык же ничего не замышляет – его «фигуры» передвигаются, или изменяются, стихийно и случайно. Поэтому, чтобы партия в шахматы уподобилась функционированию языка, необходимо представить себе бессознательно действующего игрока (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1977. С. 47-48, 114-122). И то, что бессознательность связана с намерением шахматиста, которое позволяет видеть в нем не только игрока в шахматы, но и профессионального игрока, субъекта намеренногодействия.

Если рассматривать теорию действия Э. Энском, представленную в книге «Намерение» (1957), ставшей философской классикой XX века, то выделяются три способа говорить о намерении в обыденном языке: во-первых, выражать намерение относительно будущего, т.е. есть намеренные/ненамеренные действия; задавать вопрос о намерении, с которым что-то будет делаться или было сделано. Во всех трех случаях речь идет об одной и той же структуре, об одной и той же логике. При этом намеренные действия определяются через  практику вопросом: если человек совершает намеренное действие, его можно спросить: «Почему ты делаешь Х?», и получить релевантный смыслу вопроса ответ. Иными словами, к намеренным действиям применим вопрос «Почему?» в определенном смысле – каков этот смысл? В случае намеренных действий вопрос ставится относительно оснований в пользу действия, а не относительно, к примеру, свидетельств истинности или причин чего-либо. А ответ на вопрос «Почему?» совершено намеренное действия связан с мотивом, которому в прошлом должны соответствовать два условия:  1) это нечто в прошлом осмысливается  как хорошее или вредное для действующего; 2) действие должно осмысляться в категориях хорошего или вредного, т.е. – это «мотивы-в-общем» (Мишура А. Понятие намерения в философии действия Элизабет Энском // СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2018. Т. 17. № 2. С. 87, 95-97, 100). В это случае возникает основание для того, чтобы, различая «знание как» и «знание что», считать аргументом при оценке роли предпринимательства в жизни общества (австрийская экономическая школа). Кроме того, при анализе отличия привычки от умственных способностей отмечается:   привычки формируются посредством тренировки и муштры, а умственные способности развиваются в обучении (Райл Гилберт. Понятие сознания. Перевод с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 38,  51). В этом анализе речь не идет о роли базовых эмоций от «природы» (триггеры), особенностей отношений с надбазовые (когнитивными) эмоциями и проявлении законы «слабого звена» (А.А. Богданов), исключающих муштру как средство формирования привычки, прежде всего, в системе хозяйственных отношений.

Намерение отвечает не только на вопрос «Почему? (Э. Энском), но и на вопрос «Зачем?», связывая человека с ситуацией взаимодействия с другими участниками и наполняя ее смыслом. Т.е. в игре шахматиста есть три возможных результата – «победа», «поражение» и «ничья». При совместной работе и  профессиональный отбор, и выбор профессии имеют в виду не только возможность профессии быть опасной для здоровья человека, но также и отсутствие способности к быстрой реакции на  изменение ситуации (например, работы оператора). В быстрой реакции участников совместной работы друг на друга предполагает и ее способность проявляться в мало-/высокопроизводительном режиме. В этом случае и взаимодействие между людьми может рассматривать в узком-/широком смысле слова, т.е. на уровне совместной (коллективной) деятельности. Иными словами, участие человека в общества, формирующего его жизненный опыт, позволяет относиться к нему, как потоку жизненного опыта, который состоит из бесчисленного числа ситуаций. Каждая ситуация имеет легко восстановимые компоненты: вещи – физическое, естественное или созданное человеком, окружение; места – арена, на котором совершается действие; своего рода «актерский состав» –люди. Сюда также включается местоположение управленческой структуры общества, смысл идей и информации. Эти пять компонентов используются для анализа ситуаций. Но существует еще одна величина, которую упускают из виду, но она перечеркивает все остальные. Это продолжительность – отрезок времени, за который происходит действие. Ситуации, похожие друг на друга по одним параметрам, не могут быть одинаковыми, если одна длится дольше другой. Время, решительно вмешиваясь, изменяет значение и смыслситуации. Обратив внимание на этот факт, А. Тоффлер, дает пример с похоронным маршем: ускоренный темп превращает похоронный марш в веселое треньканье (Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С. 28).  Т.е. время, обретая свою размерность – ускоренный/замедленный режим (по отношению друг к другу), фрактально (Гуц А.К. Силовые эффекты хода времени // Математические структуры и моделирование. 2003, вып. 12. С. 134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/silovye-effekty-hoda-vremeni). И становится фактором, который самостоятельно изменяет ситуацию через трансформацию приращенного смысла – ресурс, обеспечивающий саморазвитие системы. Т.е. в намерении шахматиста представлена оценка действия, как имеющего или лишенного смысла за счет и благодаря опережающем отражению (А.П. Анохин), знания развития игровой ситуации.

Шахматист, как и любой участник совместного действия, связан с историей шахматной игры (диахрония) и собственным игровым опытом (синхрония), с которыми соотносится практическое знание (знание телесное). При совместной работе, когда скорость действий трансформируется в ее темп, если участники между собой различаются, возникает фрактальная диахрония и фрактальная синхрония – факторы, участвующие в становлении темпокристаллов различной производительности. Возникает и нестандартная форма и у самого общества. В исторических (средних) условиях общество существует в прошедшем, настоящем, будущемвремени. Однако признается и то, что настоящего времени нет: строго говоря, настоящего не существует, так как социальные процессы имеют длительность, то в каждый рассматриваемый момент времени непрерывно переходят из прошлого в будущее; оно или в прошлом, или в будущем (Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 70). Поскольку имеет место переход из прошлого времени в будущее время, то настоящее время это «точка» перехода, но не только. Настоящее время протекают, как опосредованные линейным (естественном) и дискретным (фрактальным) временем, точнее – отношением между ними. Настоящее время существует, как точка «бифуркации», представленная аналогично бифуркации реки двумя самостоятельными руслами – мало/высокопроизводительно общества, спонтанное изменение состава которых в свою очередь вызывает становление бифуркаций (ветвлений). Иными словами, в темпоральном смысле возникает общество, как фрактального дерево, а на управление его влияет различие между цифровым и аналоговым мышлением.

В настоящее время западные философы обращают внимание на существо, которое называют «агент» – существо, обладающее способностью действовать, под «агентностью» понимается применение или проявление этой способности. Есть стандартная концепция и стандартная теория агентности, но они неспособны объяснить агентность (или агентность, характерную для человека). Более того, признается, что подлинную агентность могут проявлять и существа, неспособные к намеренному действию. В последние несколько десятилетий в философии и других дисциплинах (включая психологию, когнитивную нейробиологию, социологию, антропологию) велась полемика о природе агентности. Так, природа агентности является важным вопросом для философии сознания, философии психологии, рефлексии о свободе воли и моральной ответственности, для этики, метаэтики и рефлексии природе оснований (reason) и практической рациональности. В широком смысле слова агентность присутствует практически везде, так как живые существа вступают в каузальные отношения, они действую на основании друг друга (act on each other) и взаимодействуют друг с другом, при этом изменяя друг друга. Обычно термин «агентность» используется в гораздо более узком смысле для обозначения намеренного действия, учитывая влияние работ Э. Энском, которая наряду с другими авторами, признает:  действие следует объяснять через интенциональность намеренного действия. Именно в работах Э. Энском была сформулирована стандартная концепция действия, а она признает, что действие может быть намеренным при одних описаниях условий и ненамеренным при других описаниях. Вслед за Аристотелем считается, что действовать намеренно  значит действовать на основании, а действовать на основании значит действовать способом, который может быть обоснован посылками логического силлогизма. Сам силлогизм состоит из оснований посылки, соответствующей цели агента, и малой посылки, соответствующей соображениям агента относительно способов достижения цели (Агентность [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. BRICK OF KNOWLEDGE.  URL: https://brickofknowledge.com/articles/agency).В этом случае возникает основание для того, чтобы, различая «знание как» и «знание что», считать  аргументом при оценке роли предпринимательства в жизни общества (австрийская экономическая школа). Кроме того, при анализе отличия привычки от умственных способностей признается, что сами по себе  привычки формируются посредством тренировки и муштры, а умственные способности развиваются в обучении (Райл Гилберт. Понятие сознания. Перевод с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 38,  51). В этом анализе речь не идет о роли базовых эмоций от «природы» (триггеры), особенностей их отношений с надбазовые (когнитивными) эмоциями. Но «агент» – существо, обладающее способностью действовать, не фрактально: способность к действию не связана со скоростью, или дискретностью, его действий. Между тем фрактальность приобретает значение через связь у З. Фрейда с механизмом сновидений, становление в Интернете визуальных метафор, способностью человека прогнозировать жизненных (фрактальную) активность.

Например, связывая «производство» сознанием сновидений человека (З. Фрейд) и действий по монтажу современных кинофильмов, а, можно сделать вывод: психологи очень хороши в изучении мгновенного или мгновенного фрагмента из более длинного эпизода. При этом очень мало можно сказать о том, как информация или как умственная деятельность распределяются в течение 1 часа или более, когда возникает проблема синхронизации внимания зрителей фильма с ритмами самих фильмов. В этом случае возникает проблема развития фотоигры как способа анализа работы разума. Приобретает значение фрактальный анализ, когда имеется в виду, что фрактал (или объект с дробными размерами), содержит шаблон, повторяющийся от во многих разных масштабах и наоборот. Таким образом, фракталы называются самоподобными, а при изучение обращается внимание на временные закономерности  в определенных временных рядах. Фракталы позволяют рассматривать зависимости в долгосрочной и краткосрочной перспективе: краткосрочная зависимость (локальная корреляция) приводит к эффектам, которые выглядят так, как будто работают долгосрочные процессы. С целью исследования причин эффективности фильмов у зрителя были проведены следующие исследования: 1) колебание длительности кадра и зависимость от дальности действия; 2) колебания длительности кадра; 3) моделирование цветных изображение при разных длинах векторов; 4) удвоение вектора длительности кадра; 5) изменяющиеся фракталоподобные закономерности продолжительности сцен, движения и амплитуды звука; 6) неизменные фракталоподобные закономерности яркости, беспорядка и масштабности кадра, в результате был сделан вывод, что фильмы разного года выпуска имеют два вида тенденций –  тенденции в измерениях (отражающиеся в изменениях показателя долгосрочной зависимости с течением времени), которые связаны с пульсом, темпом и намерениями кинематографистов при производстве фильмов, а колеблющиеся закономерности продолжительности кадров в фильмах приближаются к фрактальной зависимости, выпущенных за последнее  (Каттинг Джеймс. Э., Делонг Джоржан Э, Бруник Кейтлинг Л.  Временные фракталы в фильмах и сознании // Springer Open. Когнитивные исследования: принципы и последствия. URL: https://translated. turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1f273fcc-639bbf4f-aa857be574722d776562/https/cognitiveresearchjournal.springeropen. com /articles/ 10.1186/s41235-018-0091-x). Благодаря проведенным исследованиям психолог Д. Каттинг разгадал загадку современных  успешных  блокбастеров. Смысл его открытия состоит в том, что  в современных фильмах  с наибольшими кассовыми сборами длина кадров совпадает со стандартным периодом концентрации внимания человека. Если замеры представить в качестве волны, то выясняется: амплитуда волны возрастает, когда частота уменьшается Это означает, что периоды концентрации внимания определенной волны повторяются с определенными интервалами. Именно соответствие этому принципу делает фильм более «цепляющим»   (Американский ученый Джеймс Каттинг разгадал математический секрет успеха современных блокбастеров: длина сцен и их чередование совпадают с естественной концентрацией внимания человека [Электронный ресурс] // film.ru 22.02.2013. URL: https://www.film.ru/news/matematika-blokbastera-razgadana). И при этом прежде, чем Дж. Каттинг, пришел к своему выводу, кинематографисты, фильмы которых имеют  высокие кассовые сборы, получили его опытным путем. Иную позицию занимают российские архитекторы, обращаясь в своей работе к фрактальному анализу. Так,  с целью максимизировать синергетический эффект при планировании расселения фракталы используются как инструмент планирования (Павлов Ю.В. Фракталы как инструмент территориального планирования агломерационных систем // Фундаментальные исследования. 2013. №10 (часть 10). С. 2242-2248. URL: https://fundamental-research.ru /ru/ article/view?id=32744). И при совместной фрактал – инструмент синергетического роста при совместной работе уровня ее производительности. Общество, представляя собой различные формы совместной работе людей, при спонтанном характере ее организации имеет в виду гетерогенные (неоднородные) группы, в которых скорость действий участников трансформируется в ее темп. В этом процессе имеет место синхронизация/асинхронизация скорости действия, т.е.  возникает «точка» бифуркации со становлением темпокристаллов мало-/высокопроизводительного уровней. В этом случае аналог общества не матрешка (статика), а турбулентный процесс (динамика), результатом которого оказывается общества с малопроизводительным режимом совместной работы. Оно принимает форму фрактального дерева (может создаваться языком компьютерного программирования): стволмалопроизводительный темпорально-линейный процесс, а ветви – это уже темпорально-гетерогенные (дискретное) формы при совместной работы (темпокристаллы), которые связаны с темпоральным стволом способом синхронного/асинхронного взаимодействия, формирующего экономический темпомир. И в этих условиях производительность на микроуровне (фирма), фрагментируя его в режиме уровня производительности, трансформирует (фазовый переход) в малопроизводительный (целостный) режим. Иными словами, уровень производительности совместной работы связан не с усилиями (добросовестность) участников, а с проявлением темпорального кристаллообразования: реализуются «паттерны с благоприятной энергией» (Ф. Вильчек). Принцип реализуется совпадением длины кадров со стандартным периодом концентрации внимания человека (Д. Каттинг), обеспечивая успешность блокбастеров, продуктов кино- и театральной индустрии. Имеет значение и то, что речь идет о признании: «фрактальные паттерны» находятся повсюду, а это, в свою очередь, допускает понимание того, что они могут быть открыты опытными/научными способами. Возможно фрактальные паттерны рассмотреть, как способ управления становлением в устойчивом (долговременном) режиме высокопроизводительного уровня совместной работы, так как фрактальные паттерны – это рекурсивные изображения.Рекурсия (устранение неоднозначности) – изображение какого-либо объекта или процесса внутри самого себя, т.е. ситуация, когда объект является частью самого себя.  В силу того, что фрактал самоподобен, он не зависит от формы и времени его проявления, то и может рассматриваться в контексте эффекта самовозбуждения (положительной обратной связи), как у электронных схем усиления: сигнал с выхода попадает на вход (усиливается). В этом случае выбор профессии связан с определением свойства своего состояния через самого себя. Иными словами, в игровой форме ученик моделирует (опережает) состояние, которое он будет эмоционально переживать в будущем, как участник совместной работы. Здесь, однако, его практического опыта недостаточно, необходимо знание, получаемое за счет связи цифрового/аналоговым мышления, составляющего культурный капитал выпускника школы и вуза как профессионального работника, особенности формирования которого опосредованы в этом процесс участием института образования. Общество, принимая форму виртуального фрактального дерева, состоит из малопроизводительного (ствол) темпорально-линейного процесс, а также связанных (синхронизмция) с ним ветвей – темпорально-дискретной формы при совместной работе (темпокристаллы). Чтобы стал действовать высокопроизводительный принцип синергетического производства совместной работы, важна  реализация всеобщего принципа профессионального отбора и выбора профессии на условиях, рассматриваемых в контексте отношений цифрового и аналогово мышления.