Регистрация
 
Без примера ничему не выучишься
Ян Амос Каменский

Сертификат для данного сайта ожидается

При возникновении вопросов обращайтесь на
[email protected]

Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 1
Мои публикации

Монографии:

Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 231с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43079218https://search.rsl.ru/ru/record/01002892934$

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социального риска: монография.  LAP LAMBERT Academic Publishing (2012-04-23).  200 c. URL: https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/gb/book/978-3-8484-8720-2/выбор-профессии-как-фактор-социального-риска

Статьи в журналах ВАК:

Томилов В.А. Институт образования и устойчивое развитие общества // Вестник ВЭГУ. 2009. № 4(42). С. 65- 72. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12852626_95283791.pdf

Томилов В.А. Уроки протестантской трудовой этики // Религиоведение. 2009. №4. С. 114-121. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15227449_35876595.pdfhttps://elibrary.ru/download/elibrary_15227449_96419503.pdf

Томилов В.А. Рента способностей как социальный феномен // Вестник ВЭГУ. 2010. №4 (48) C. 55-60. URL:  https://elibrary.ru/download/elibrary_15190293_18824441.pdf

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социально-экономического риска на Дальнем Востоке России //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2010. №4 (28). С. Ё185-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15634222

Томилов В.А. Флуктуации хозяйственной жизни: функция и субъект // Социология. 2010. №1. С. 73-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24273016

Томилов В.А. Выбор профессии как фактор социально-экономического риска // Преподаватель XXI век. 2010. №3-2. С. 359-367.  URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15523594_12165353.pdf

Томилов В.А. Темпоральные основания экономической политики государства // Социология. 2011. №3. С. 1124-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24298162

Томилов В.А.  Профессия и риск // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2013. №9-3 (36). С. 50-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21137119

Томилов В.А. Темп хозяйственной жизни: структура и функции // Вестник ВЭГУ. 2013. №1 (63). С. 67-71. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18746861_84345528.pdf

Томилов В.А. Труд как инерционно-транзитивный процесс // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2014. №7-3. С. 478-484. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23007171

Томилов В.А. Темпосоциум: структура, субъекты, ресурсы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. №1(40). С. 165-174. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25791782_48313119.pdf

Томилов В.А. Задачи института образования: онтологические и гносеологические основания // Общественные науки. 2017. №4-2. С. 253-270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30562105

Томилов В.А., Томилова Т.И. Организация труда как рентообразующий фактор // Финансовая экономика. 2019. №2. С. 781-785. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37042368

Томилов В.А., Ждан А.Б. О характере совокупного (группа) работника при разделении труда // Вопросы управления. 2020. №2(63). С. 122-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43079218

Томилов В.А. Темпорально-дискретная модель производительности труда // Финансовый бизнес. 2022. №8. С. 29-34. URL: https://fin-biz.ru/gallery/журнал%20Финансовый%20бизнес%202022-8.pdf 

Заключение

Профессиональный отбор, наряду с профессиональной ориентацией, включая требование способствовать становлению личности как гражданина и создавать базу для последующего непрерывного образования, входит в задачу института образования. При этом имеется виду, что одна из важнейших проблем, которую предстоит решать выпускникам школы, – их профессиональное самоопределение. В ее решение входит и решение вопроса о профессиях, на которые ориентируются учащиеся старших классов [274, с. 13-14].  Без внимания остается проблема выбора рабочей группы, в составе которой трудовая деятельность будет принимает или же высокопроизводительный, или малопроизводительный характер. И проблема, как правило, решается в контексте отношений переменных величин – независимой и зависимой от человека.  Первая соотносится с содержание труда, обусловленного и уровнем развития научно-технического прогресса, и ресурсов технологического, или ускоренного инновационного обновления производства (модернизация). Т.е. это – независимая переменная. Вторая связана со способом организации труда или его характером, что предполагает осознанный выбор, т.е. способность принимать во внимание связанные с ним условия, включая и тот факт, что при общественном разделении труда действия каждого человека опосредованы действиями других.

Иными словами, либо собственная работа человека не имеет непосредственных последствий, либо отгораживается от ее конечной, отдаленной цели множеством иных работ, выполняемых другими. Создается, с одной стороны, представление о незначительности вклада в общее дело; с другой стороны, что в ее решение вносит основной вклад исполняемая роль, а не человек, который ее исполняет и может быть заменен другим, кто обладает профессиональными навыками (З. Бауман). В этом случае имеет место информация, которая начала формироваться при оценке роли разделения труда в общества, прежде всего, у А. Смита и экономистов, его последователей.

А. Смит признавал величайший прогресс в развитии общественной силы труда, проявился в значительной доле искусства, умения и сообразительности работника, что явилось следствием разделения труд, когда операция становится профессией, а простота ее исполнения обеспечивает рост   производительности. Т.е. происходит увеличение количества работы за счет развития ловкости работника: разделение труда, сводя работу рабочего к какой-нибудь операции и делая операцию занятием всей его жизни необходимо в значительно мере увеличивает ловкость рабочего и делает его привычным к работе. Кроме того, сокращается время работы, так как каждый работник становится более опытным и сведущим в свое профессии, он в целом производит больше работы, а получающее значительное увеличение производства всякого рода предметов производит общество к благоденствию. И к достижению такого результата имеет отношение и тот факт, что люди различаются не столько своей «природой», сколько привычкой, практикой и воспитанием, а они – это следствия разделения труда [35, c. 85-88, 92]. Уже следующему поколение экономистов обратило внимание на то, что труд есть страдание, которое связано с чувствами удовольствия и страдания, которые изменяются по интенсивности и продолжительности у работников, между собой различающихся [39, с. 73]. Иными словами, как между собой различаются работники, так различаются и их привычки к труду, а общим является то, что привычным для работника становится действие, доставляющее ему удовольствие, а не страдание: в этом случае нет необходимости в контроле со стороны сознания и затрат на этот процесс какого-либо времени, т.е. рабочее действие совершается в автодинамическом, или привычном, режиме. И поэтому уже следующее поколение экономистов выступили с требованием отказа от использования в экономической теории «посторонних для нее политических и моральных принципов, от которых, как от «посторонних» в экономической теории, стали ее очищать следующее поколение экономистом, а результаты их работы составили «маржиналистскую революцию» 1870-1880 годов [104, с. 19]. Иными словами, совместная работа, которая опосредована действиями других (З. Бауман), имеет в виду не только рациональные цели действия, но и их темпоральный аспект – скорость, что стимулировало рождение представления о профессиональном отборе как элементе организация труда в условиях разделения. Стало актуальным обращать внимание не только на всесторонне развитие через связь со свойствами человека, которые развиваются при его жизни (фенотип), но и к способностям от «природы» (генотип), которые при жизни человека средствами внешнего воздействия, включая образовательно-воспитательные ресурсы, совсем не развиваются. Т.е. проявилось внимание не только к индивидуальному человеку, но и к коллективному форме рабочей группы, как и колебанию производительности ее уровней в зависимости от состава участников. В становлении коллективного работника, участники которого различаются скоростью своих индивидуальных от «природы» (генотип) действий, включена их непосредственная и опосредованная синхронизации, что позволяет выделять дискретное время, характеризуя отличие его от линейного времени (непрерывного) в форме «прошлое-настоящее-будущее» (Аристотель). Так как дискретное (от лат. discretus разделенный, прерывистый) время является противоположным непрерывному, возникает проблема отношений между ними. В частности, считается, что время движется в одном направлении и никогда – в обратном, т.е. к будущему, а не к прошлому. Между становление темпа совместной работы, опосредованного законом «слабого звена» (А.А. Богданов), допускает снижение/увеличение производительности, т.е. в темпоральном смысле – это движение времени в двух направления или прямом и обратном. И только в феврале 2025 года стало известно, что физики экспериментально подтвердили две стрелы времени в квантовом мире. 

Новая работа времени объясняет, как время «раздваивается» в микромире. Если, например, чашка с водой опрокидывается, жидкость разливается по полу и не возвращается обратно в сосуд. Невозможно представить, как каждая капля воды повторила свой путь назад – это означало бы обращение времени вспять, что, как известно, невозможно. Если вода пролилась, вернуть ее назад уже нельзя. «Стрела времени» движется только в одном направлении – вперед: восприятие времени у человека ассимметрично. Однако, как считает А. Рокко, теоретический физик из Университета Суррея в Англии, происхождение этой асимметрии остается не до конца понятным. Так, большинство математических моделей, описывающих мир физический, не делают различий между движением и вперед и назад – обе эти возможности выглядят равноценными с точки зрения уравнений.   Более того, само понятие времени становится иллюзорным в отсутствии изменений, т.е. полностью замкнутых систем не существует, допуская   новые версии временной асимметрии. Если представить чашку воды, балансирующую на острие ножа, она опрокинуться может в любую сторону, и  оба варианта соответствуют разным  направлениям для стрелы времени. Независимо от тог, в какую сторону падает чашка, результат один и тот же – это разлившаяся вода. С математической точки зрения оба варианта сохраняют симметрию. По А. Рокко, человек живет во Вселенной, где время только вперед; но уравнения движения допускают возможность того, что Вселенная могла бы развиваться и в противоположном направлении. Таким образом, две стрелы времени возникают спонтанно в открытых квантовых системах, а не задаются они окружающей средой. Это противоречит традиционному взгляду, согласно которому внешняя среда определяет направление времени [275]. Квантовый мир остается загадкой, но он подчиняется законам фрактальной изменчивости, в языке которой фиксируется свойство реальных явлений – это самоподобие, когда все мелкомасштабные структуры повторяют форму крупномасштабных [146, с. 174], включая их связи с той и другой стрелами времени, в которых они проявляются. В хозяйственной жизни общества возможны и движение вперед (синхронизация), как и движение, своего рода,  – назад (инерция). Интерес к направлению стелы времени связан и с идей «кристалла времени» Ф. Вильчека.

Кристалл времени – это система, в которой время самопроизвольно нарушается, т.е. «кристаллы времени» существуют и «…растут за счет выкачивания энергии из системы» [7]. Т.е. «кристаллы времени» – такие структуры, которые получают энергию своего движения из разлома в симметрии времени, разлом же симметрии (соразмерность, гармония) представляет собой форму движения [8]. Термин «кристалл времени» – литературный образ, а сами физики анализируют «дискретный кристалл времени», обращая свое внимание на отличие линейного времени от дискретного времени: различие заключается в том, что у линейного времени есть возможность спонтанного нарушения инвариантных законов физики. В результате нарушения инвариантных законов в системе возникает внутреннее движение с наименьшей затратой энергии и без внешнего воздействия лишь за счет кристаллизации в спонтанном дискретном времени [9]. Слово «спонтанное» означает, что физические законы обладают определенной симметрией, но подчиняющиеся им элементы все же собираются в конфигурацию, которая эту симметрию нарушает. Никто не «заставляет» систему нарушать симметрию, но она делает это сама, или спонтанно [10], и задача физиков состоит в том, чтобы изучить физические свойства кристаллов времени. В контексте идей кристалла времени совместная работа предстает в линейном времени как опосредованная отношениями симметрии (соразмерности), если ее участники измеряются (оцениваются) в средних, а не предельных величинах. Иными словами, не учитывается тот факт, что действия человека темпоральны: они, протекая с той или иной скоростью, связаны со временем, существуя не в линейном времени, а в дискретном (скорость). Линейное время – это общий темп (от лат. tempus время) совместной работы, в котором возникают его отношения с дискретным временем, а оно возникает во взаимодействии, отражая его мало-/высокопроизводительный характер совместной работы, независимо от времени в которой она протекает. И в этом смысле «кристаллу времени» аналогичны рабочие темпокристаллы.

Темпокристаллы (от лат. tempus время + от греч. krystallos прозрачный камень, кристалл со способностью сильно преломлять свет) – это совокупность временных элементов, раскрывающих темпоральное состояние совместной работы людей в условиях разделения труда. Синонимы слова «кристалл» – микросхема, снежинка, стекло, скопление, отросток, точнее агрегат (от лат. aggregatus соединенный, собранный). В условиях разделения труда темпокристаллы – это статичные формы (структуры) организации совместной работы, которые связаны с уровнями производительности, а их «переключение» определяет рост/спад (динамика), т.е. колебание состояний ее производительности в целом. Темпокристаллы отражают  и уровни производительности форм совместной работы в зависимости от способа их организации (структура), и отражают тот факт различие производительности их уровней – это ресурс, являющийся инвестиционным ресурсом (рента) развития системы хозяйственной жизни общества, который сама и производит для своего развития посредством способа взаимодействия входящих в нее элементов, а они, в свою очередь, связаны с динамикой состава рабочей группы и с задачей связать их с профессиональным отбором и выбором профессии, отвечающим их «удачным» результатам (+20-40%). 

Итак, в условиях общественного разделения труда способ (характер) организации совместной работы и становится тем внутренним фактором развития хозяйственной жизни общества, который придает ей форму рентопроизводящей экономики. Иными словами, состояние хозяйственной жизни общества может рассматриваться в контексте диахронии и синхронии (Ф. де Соссюр), которые при пересечении (взаимодействии) образуют угол, точка как начало биссектрисы. И на биссектрисе, метафорически рассматриваемой как лезвие ножа, устанавливается чашка с водой (экономика), которая способна падать, разливая воду (А. Рокко): чашка упадет, но в какую сторону – это зависит от процессов, которые в самой этой чашке и протекают, от взаимодействия элементов как участников. Метафорически можно   заметить, что происходит рост/спад производительности (Ф. де Соссюр) и колебание уровней, а в контексте стрелы времени – «обращение времени вспять» (А. Рокко), формирующее малопроизводительные формы совместной работы в сферах хозяйственной экономики, разделяя экономику на мало-/высокодоходную, или рентопроизводящую/рентонепроизводящую (±20-40%). Процесс измеряется на микроуровне (фирма), а на макроуровне (экономика в целом) действует принцип прогнозных тенденций – структурные предсказания (Ф.А. фон Хайек), в их состав также входят «телесные знания» ученика, авторские игровые модели учителей как формы внутренних инвестиций (рентообразующие факторы), задачи определения коллективных форм (+20-40%), связанных с образовательно-профессиональными траекториями учащихся. Т.е.  возможность «обращения стрелы времени вспять» – это и  возможность для темпа совместной работы в группе с гетерогенным составом входить в точке бифуркации в входить в эмпирический гештальт (Дж. Лакофф), разделяясь на две стрелы времени, когда одна означает движение вперед (прогресс), а другая – вспять  (регресс). И неслучайно попытка Аристотеля оспорить взгляды Платона, в частности, привела к тому, что Афины не смогли избежать растущей демагогии, коррупции и анархии [66, с. 271], а линейная (непрерывная) модель времени в науках о человеке и обществе сохраняла свое влияние еще 2,5 тысячи лет.

Осуществляющаяся геймификация образования связана с цифровым, а не с аналоговым мышление, когда человек и способен полагаться на свой жизненный опыт в форме «телесных знаний» (Дж. Лакофф) и в смысловой (О.К. Тихомиров) форме, т.е. – в метафорической. При этом он одновременно и говорит, и думает, что отражает уровень общения в форме дискурса (П. Хоппер, А.А. Кибрик). Различие цифрового и аналогового мышления в том, что первое оперирует понятиями «да/нет» (1/0), допуская тем самым оцифровку знаний, тогда как в аналоговое мышление внутренне заключен  элемент эмоциональной мотивации (или/или; удовольствие/страдание), проявляющийся в форме иконического подобия (от греч. eikos образ), который, сам, обладая сильным эмоциональным воздействием [276, с.  176-180], и выступает способом (структура) идентификации. Наиболее адекватная формой ее проявления в массовом характере – волонтёрство (от лат. voluntarius добровольный), которое и в семье, и в школе, и в вузе  позволяет сочетать семейные, образовательные, семейно-образовательные, разновозрастные группы в единый процесс; интеграция  же  принципов добровольности и интереса уже позволяет авторами игровых технологий во внеучебное время (вторая половина дня) становиться и учителям, и ученикам, а также открывает и возможность для разработки коллективных игровых моделей с опорой на индивидуальное групповое знание с выделение его «телесного» характера. Так как авторская разработка игровых технологий образовательно-профессионального вектора с участием учителей и учеников связана с взаимодействием большого числа факторов, отражающих как внутренние, так и внешние причины, активности ученика актуальны нелинейные (фрактальные) модели изменяющейся реальности и повседневной, и образовательной жизни ученика. В связи с этим игровые модели, позволяющие формировать по интересам группы волонтерской активности, могут содействовать осовремениванию образовательно-воспитательных технологий. В частности, например, разрыв школьных и вузовских программ по математике позволяет сделать вывод: школьная программа остается основанной на достижениях XVII-XVIII веков, что делает ее недостаточной для подготовки к освоению современных университетских курсов (в МГУ). Студенты не умеют формулировать определения, доказывать теоремы, работать с учебной литературой, испытывают затруднения с базовыми задачами по геометрии и комбинаторике. Разрыв между школьным и вузовским образованием имеет системный характер, когда подготовка студентов связана и с содержанием школьной программы, и с отсутствием навыков адаптации к требованиям университетского курса [277]. Выделенные проблемы универсальны в том смысле, что позволяют отождествить их с необходимостью для формирования у работника гибких навыков (надпрофессиональных), которые в сфере в образовании приобретают надпредметный характер (гибких), а стимул к освоению – волонтёрские (авторские) практики по модели группового поведения в образовательном процессе школы и вуза, также включая их виртуальный характер.