УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ
Профессиональный отбор и выбор профессии в условиях общественного разделения труда имеют отношение к такой экономике, которая может называться рентопроизводящей. Основанием для этого служит то, что действия человека – это время, или скорость, с которой они протекают. При коллективной работе, участники которой различаются между собой по скрости действи, она трансформируется в темп, являющийся, метафорически определяя, мало-/высокопроизводительным. В силу того, что скорости действий, протекая во времени, синхронизируются либо непосредственно, либо опосредованно, вызывая колебания уровней совместной работы, процесс колебания становится рентой (+20-40%), которая инвестируется в экономику. При совместной (коллективной) работе действует закон “слабого звена” (А.А. Богданов) – “скорость эскадры определяеся тихоходным кораблем”: группы совместной работы должны, с одной строны, состоять из работников, отвечающих “удачно” (+20-40%) прошедшим профессиональный отбор или выбравшим профессию по отношению к “неудачно” (–20-40%); с другой стороны, сам “удачный” отбор/выбор должен носить массовый характер. Массовость придают институты, в частности, семьи и образования, являющиеся рентообразующими факторами вконтексте образовательно-профессиональной траектории, которая, исключая проявление закона “слабого звена”, становится уже и внутренним инвестиционным ресурсом. Иными словами, рентопроизводящая экономика является системой, которая производит ресурсы для собственного развития и, опираяясь на эти ресурсы, получает возможность для эффективного развития, не требуя внешних инвестиций. Актуален и предмет для анализа, если возникнет интерес к решению проблемы, –это технологии образования и воспитания, позволяющие семье и образованию как социальным институтам становиться рентообразущими факторами в условиях общественного разделения труда.
В условиях разделения труда возможны две альтернативы: с одной стороны, рассматривать профессиональный отбор и выбор профессии как способ развития личности работника; с другой – обратить внимание на то, что действия человека, протекая во времени, имеют скорость, которая посредством его взаимодействия с другими участниками совместной работы “трансформируется” (скачок) в ее темп, являющийся мало-/высокопроизводительным. Профессиональный отбор и выбор профессии таким образом определяют хозяйственную жизнь общества, как мало-/высокопроизводительной. Процесс сам по себе осуществляется в форме “фазового перехода” (скачка), т.е. спонтанно и без контроля человеком. Здесь участие и роль человека отражается в метафоре, сформулированная Р. Бартом, – с природой борются одним лишь опережением (Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. С. 126). Т.е. изменяя не способности человека от «природу» (генотип), а условия, в которых они спонтанно проявляются; определение условий для высокопроизводительной совместной работы посредством способа организации – задача института образования.
Сайт ориентирован на рассмотрение различных аспектов участия института образования в становлении самого процесса высокопроизводительной хозяйственной жизни общества с задачей осуществления профессионального отбора и выбора профессии. Проект начинает тема “Институт образования как рентообразующий фактор”. Основанием является вывод: необходимо различать аристотелевский, галилеевский и постгалилеевский способы мышления, которые связаны с подготовкой, а также включением выпускников школы и вуза в хозяйственную жизнь общества, обеспечивая за счет их интеграции рентопроизводительный уровень совместной работы.
Аристотелевский способ мышления имеет в виду связь человека и ценностей, а также формирование личности (фенотип); и он ориентирован на способности человека, возникающие при жизни, а цель – формирование добросовестного работника, становлению которого институт образования придает лишь массовый характер. Уровни активности работника связываются с производительностью труда, не учитывая при этом, что труд осуществляется в процессе коллективного взаимодействия, протекающего во времени и подчиняющегося таким законам, как, например, “слабое звено” (А.А. Богданов) – скорость эскадры определяется тихоходным кораблем, что принимает форму и мало-/высокопроизводительной совместной работа. В целом для аристотелевского способа мышления актуальны стимулы и мотивы совместной работы, не связанные со скоростью индивидуальных действий человека от «природы» (генотип), хотя существование профессионального отбора и обусловлен пониманием того, что способности от «природы» (генотип) при жизни не изменяются, включая образовательное воздействия. Поэтому значим профессиональный отбор, по результатам которого возникают эрготемпоральные работники (от гр. ergon работа + лат. tempus время): осуществляют свои действия с неодинаковой скоростью, которая при совместной работе трансформируются в ее темп различных уровней прозводительности, что влияет на состояние хозяйственной жизни общества.
Галилеевский способ мышления имеет в виду взаимодействия участников совместной работы со способностями от “природы” (генотип) с различной (гетерогенной) скоростью действий. Взаимодействие участников совместной работы – динамический процесс, в котором спонтанно возникает организация (структура) трансформации скорости индивидуальных действий в общий темп совместной работы. Процесс осуществляется в форме «фазового переход», аналогичного тому, как вода переходит в пар и в лед (скачок), а темп работы – в мало-/высокопроизводительный. И поэтому задача – определение условий, при которых высокопроизводительная совместная работа (хозяйственная жизнь общества) и получает устойчивый (долговременный) характер. Иными словами, аристотелевский способ мышления имеет в виду решение институтом образования статических задач (цель – это формирование личности средствами (фенотип), создаваемыми при жизни человека, тогда как галилеевский способ мышления – решение задач динамических, которые связаны со способностями от “природы” (генотип), а свойства проявляются в способе «комбинации» высокопроизводительного характера совместной работы, как и устранения условий для малопроизводительного характера. Человек в этом случае рассматривается как эрготемпоральный работник индивидуального и совокупного (коллективного) уровня, т.е. способного выполнять свои действия с медленной/быстрой скоростью и в мало-/высокопроизводительном темпе.
Постгалилеевский способ мышления признает: в результате выбора профессии и профессионального отбора возникают группы с однородным (гомогенным) и с неоднородным (гетерогенным) составом участников совместной работы. Скорости действий синхронизируются, вызывая трансформацию в общий темп совместной работы, но механизм этого процесса протекает в форме непосредственной и опосредованной синхронизация, а различие результатов образует ресурс в форме ренты: механизм функционирования совместной работы как системы создает ресурс, опираясь на которой она в состоянии изменяться, повышая уровень свое производительности. Так как совместная работа как система создает ресурс для собственного развития, опираясь на способности работника от «природы» (генотип), образовавшийся из-за различия уровнец производиительности ресурс, – это вид природной ренты, точнее – коллективная природная рента. Институт образования, участвующий в становлении коллективной природной ренты – это уже и рентообразующий фактор.
Способность института образования выполнять роль рентообразующего фактора связана с выводом А.В. Чаянова: в хозяйственной жизни под нажимом внутрихозяйственных сил из-за неблагоприятного соотношения между ними и создаются рентообразующие факторы (Чаянов А.В. К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды. М.: Экономика, 1989. С. 122). К таким силам относится взаимодействие участников хозяйственной жизни в индивидуальной и совокупной (коллективной) форме, которые и профессиональный отбор прошли, в выбор профессии сделали с «удачным»/«неудачным» результатом, различаясь производительностью. В совместной работе скорости действий участников синхронизируются и трансформируются (скачок) в темп совместной работы:различны индивидуальные скорсти и общие темпы работы. Неодинаковые результаты их производительности, «конвертируемые» в капитал, составляют вид природной ренты: он возникает с участием способностей работника от “природы” (генотип), но без специальных энергетических затрат управленческого характера со стороны и участников, и организаторов совместоной , т.е. спонтанно и фактически «бесплатно» в форме коллективной ренты. Процесс развития совместной работы независимо от офрм ее организации в условиях разделения труда в обществе имеет как “внешние”, так и “внутренние” (экзогенные/эндогенные) прчины: трансформация скорости индивидуальных действий участников работы в их общий темп – это внутренняя причина, а производительность – это инвестиционный ресурс развития хозяйственной жизни (ситема), которая его “производит” и на него опирается в развитии. Важно уточнить место института образования в автодинамическом процессе рентопроизводительного состояния экономики. Само рентопроизводительное состояние экономики связано с пониманием ренты.
Отечественные экономисты признают влияние на состояние современной и политической, и экономической науки наличия «… важнейшего “слепого пятна” – проблематики ренты» (Фишман Л. Г. Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии [Текст] / Л. Г. Фишман, В. С. Мартьянов, Д. А. Давыдов. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2019. С. 8).
Западные экономисты считают, что в экономической науке происходит исчезновение категории ренты. Причина в том, что понятие «рента» (рентный доход) в экономической мысли неоднократно претерпевало изменение, поскольку рента – это главный способ, с помощью которого изымается ценность. Рента рассматривалась и как незаработанный доход, и как разновидность монопольного дохода, но с разным статусом, когда имеет место противопоставление процессов производства/изъятия ренты. Сейчас уже сама идея незаработанного дохода исчезла, а доход от ренты признается заработанным. И предлагается выйти за рамки изолированных проблем и разработать общие принципы, позволяющие сформулировать новый тип экономики – экономику, которая будет работать на общее благо. Для этого следует вернуть ценность в центр экономического мышления (Маццукато М. Ценность всех вещей: Создание и изъятие в мировой экономике / пер. с англ. Н. Проценко; под науч. ред. Н. Афанасова, А. Павлова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 4, 115-119).
Здесь принимается во внимание статический, рациональный подход и не учитывается темпоральная динамика: с одной стороны, процесс производства и изъятия ренты протекает во времени; с одной стороны; становится проблемным изъятие рентного дохода, когда ренту “производит” синхронизация скорости действий участников совместной работы на латентном уровне, скрытом от участников, а ее результатом становится социально-экономическая катастрофа (скачок). Здесь возможно обратить внимание на социально-экономические процессы, которые протекают в линейном времени (настоящее-будущее) и во времени дискретном, опосредованном способами организации различных взаимодействии. И в этом случае в центре проблемы – динамика отношений линейного и дискретного времени, точнее – “перехода”, или (скачка), дискретного времени в линейное время за счет формирования совокупного эрготемпорального работника (темпокристалла) по аналогиис кристаллом времени.
Идею “кристалла времени” предложил в 2012 году американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2004), Ф. Вильчек (CRYSTALS IN TIME Surprising new states of matter called time crystals show the same symmetry properties in time that ordinary crystals do in space By Frank Wilczek [Электронный ресурс] // 28 Scientific American, November. 2019. URL: http://www.pnpi.spb.ru /images/asp/ portfolio/ myfuture/Physics2.pdf ).
Записи не найдены
Проблема развития
Если совместная работа проявляется как мало-/высокопроизводительная, существуя в режиме непрерывного колебания (спонтанной флуктуации), проблема – это ориентация на характер высокопроизводительной работы, т.е. она должна всегда находиться в устойчивом (долговременном) режиме, но для решения этой задачи необходимы темпоральные ресурсы. И в этом случае имеется в виду, что производительность совместной работы – это результат трансформации скорости действий в темп, когда процесс протекает с участием работника, но без контроля с его строны. Т.е. процесс протекает бессознательно, а его результат нередко предстает в форме социально-экономическая катастрофы (скачок) – “фазовый переход”, аналогичный “переходу” воды в пар или в лед. Хотя и невозможно управлять процессом, но, однако, возможно контролировать условия его спонтанно-динамического осуществления. Становление проблемы и ее решение связано с взаимодействием трех факторов – с одной стороны, результатами профессионального отбора (↑/↓20-40%); с другой – законом “слабого звена” (А.А. Богданов); с третьей стороны, наличием/отсутствием ресурса (± 20-40%). Результаты профессионального отбора показывают, что может возникать группа с соразмерным (гомогенным)/несоразмерным (гетерогенным) составом участников. Скорость действий и темп совместной работы – это физические величины, поэтому имеют место синхронизация и резонанс, проявляющиеся и на микроуровне (фирма) – синхронизация, и на макроуровне (хозяйственная жизнь общества) – резонанс. Взаимодействуя друг с другом, они формируют уровни мало-/высокопроизводительной работы – совокупные эрготемпоральные работники. Для высокопроизводительной группы условием формирования в устойчивом (долговременном) режимеявляется необходимость “выключить” проявление закона “слабого звена” (А.А. Богданов), что достигается массовыми профессиональным отбором с “удачным” (+20-40%) результатом. Из его отношения к “неудачному” (–20-40%) результату и возникает ресурс для того, чтобы была решена проблема становления высокопроизводительной совместной работы – это, как определяет А. Маршалл, обращаясь к примеру с естественой природой земельной ренты, “подарок природы”, т.е. фактически “бесплатный” ресурс.
По А. Маршаллу, часть дохода, которой работник обязан своим природным способностям, – это ему подарок судьбы, имеющий в абстрактном представлении определенное сходство с такими дарами природы, каким явялется плодородие земли (Маршалл А. Основы экономической наук: Пер. с англ. Москва: Эксмо. 2007. С. 620). Если плодородная земля дана людям от “природы”, она имеет естественную природу, тогда способ организации их совместной работы, опосредованный способностями от “природы” (генотип), обеспечивает искусственную – это рентопроизводительная совместная работа, результатом каторой явялется вид природной ренты (+20-40%), а после его “конвертации” в капитал – это ресурс уже инвестиционный для организации высокопроизводительного уровня совместной работы. Иными словами, совместная работа, как система, включает в себя факторы, которые, взаимодействуя между собой, создают внутренний (эндогенный) ресурс для ее изменения в форме колебания уровней производительности. При разделении труда профессиональный отбор, как и выбор профессии, – это элементы организации совместной работы, а удачные/неудачные результаты создают условия, когда возникают разнородные (гетерогенные) группы – совокупные эрготемпоральные работники, обеспечивая исполнение институтом образования функции рентообразующего фактора. По А.В. Чаянову, в хозяйственной жизни общества из-за неблагоприятного соотношения сил между ними создается внутренний нажим, вызывающий возникновение нормальных рентообразующих факторов (Чаянов А.В. К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства // Крестьянское хозяйство: Избранные труды. М.: Экономика. 1989. С. 122). Институт образования с задачей профессионального отбораи его разнородными результатами – нормальный рентообразующий фактор в хозяйственной жизни общества, эффективность действия которого опосредована пониманием профессионального отбора в “узком”/“широком” смысле слова.
Профессиональной отбор в “узком” смысле слова имеет в виду субъека (кто отбирает), объекта (кого отбирают) и цель (ради чего). Примером являлется технология профессионального отбора на японской фирме: членство в фирме завоевывается путем прохождения через отборочные тесты, разработанные с целью убедиться в том, что каждая группа новых работников начинает свой карьерный путь как “максимально орнородная по способностям группа” (Дор Р. Различия японской и англосаксонской моделей капитализма //Анализ рынков в современной экономической социологии [Текст]: пер. с англ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 71). В этом случае устраняется количесственная норма для рабочих. Обычно норма выработки устанавливается в расчете на среднего рабочего, но одна половина рабочих делает больше, другая – меньше, т.е. в результате давления рабочих друг на друга оно – давление – приводит к выполнению нормы (“средней”), но не больше ее (Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. С. 83). Также не учитываются и особенности проявления механизма синхронизации (непосредственной/опосредованной) скорости действий у всех участников совместной работы в составе фирмы (микроуровень) и хозяйственной жизни общества в целом (макроуровень). Синхронизация скорости действий участников совместной работы независимо от форм организации принимает характер непосредственный у однородных (гомогенных) по составу участников групп или опосредованный с колебанием (↑/↓) различия в производительности (± 20-40%), т.е. “подарок природы” (А. Маршалл) при его наличии/отсутствии – «С(А↔А)=↑20-40%»/«С(В↔В)=↓20-40%». При взаимодействии неоднородных (гетерогенных) участников – «С(А↔В)» – синхронизация становится опосредованной. В этом случае процессу синхронизации будет всегда предшествовать увеличение скорости действий (“неудачный” отбор)/ снижение скорости действий (“удачный” отбор). Профессиональный отбор, сам факт его сущестование показывает, что увеличение (↑) скорости действий на (+20-40%) для работника непосильно, т.е. проявляется снижение (↓). Становление темпа совместной работы за счет снижения (←) скорости действий у тех, кто свой профессиональный отбор прошли “удачно” (+20-40%), принимает форму малопроизводительной совместной работы – это «С(А↔В)=В←А(↓20-40%)». Но, однако, возможность замены (В/А) участников повышает уровень производительности – «С(А↔В/А)=(А↔А)↑20-40%». Иными словами, в контексте результатов профессионального отбора в хозяйственная жизнь общества (макроуровень) всегда имеется лишь неустойчивый уровень производительности (↕) – «С(А↔В/А)=↕20-40%». И синхронизация скорости действий – это условие становления темпа совместной работы, который, с одной стороны, протекает спонтанно в автодинамическом режиме; с другой стороны, производительность, связанная с непосредственной синхронизацией, будет оказываться выше уровня производительности, который связан с опосредованной синхронизацией. При синхронизации возникают неодинаковыми результатами, а ее мехнизм в наши дни изучают сторонники теории самоорганизации (синергетики), обращающиеся, в частности, и к идеям Г.В. Лейбница (Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 584 с.). Сам Г.В. Лейбниц в работе “Новые опыты о человеческом разуме” заметил о взглядах Дж. Локка: “… его система ближе к Аристотелю, а моя к Платону” (Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческо разуме // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1969. С. 464). Синхронизация действий, которая связана с отбором работников, понимаемым в “широком” смысле слова, имеет свои особенности, одна из которых представленна М.Вебером в работе “Протестантская этика и дух капитализма”.
М. Вебер признает: в немецком языке в слове «Beruf» (профессия, призвание) наряду с другими мотивами звучит и религиозный мотив – представление о поставленной Богом задаче, которая при становлении производительности связана с таким причинным соотношением, как своеобразный склад психики, прививаемый воспитанием, религиозной атмосферой родины и семьи, затем определяющий и выбор профессии, и направление профессиональной деятельности. При этом речь идет о времени, когда, наряду с известным апофеозом разделения труда А. Смита, у протестантов, точнее – в общине протестантов, уже не считалась достойной порицания «перемена профессии», если в качестве практически безусловного и наиболее важного критерия выступала ее «доходность». Критерий сформировался в контексте общего требования: «Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть» (Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 64, 96, 189-191). Требование по условиям его исполнения, направленное одновременно и на общину, и на ее членов, принимает всеобщий характер и тем самым формирует совокупного эрготемпорального работника – «С(А↔В/А)=А↔А(↑20-40%)». Но только лишь до тех пор, пока дух атеизма, проникая в общину, не разрушает принцип всеобщности, что “производит” к становлению совокупного эрготемпорального работника, уже ничем не отличавшегося от тех, кто его окружал, – это «С(А↔В)=В←А(↓20-40%)». В современном обществе “производство” принципа всеобщности вьповедении людлей связано с социальными институтами, в число которых и входит институт образования, а условия становления его рентообразующей функции раскрываются при обращении к особенностям аристотелевского, галилеевского и постгалилеевского способов мышления, имеющих отношение к оценке (измерению) профессионального отбора в условяих разделения труда, включению молодых людей в хозяйственную жизнь.
Способы мышления: взаимосвязь аристотелевского, галилеевского и постгалилеевского способов мышления позволяет обратить внимание на вывод Ф. Вильчека в его книге “Красота физики: Постигая устройство природы”: взгляды Платона на природу времени в нескольких направлениях превосходят идеи, находящиеся сегодня на переднем крае научного мышления. Также Ф. Вильчек заметил: в диалоге Платона «Тимей» можно найти теорию элементов, основанную на многогранниках. Однако Аристотель, который всегда старался превзойти Платона, предложил более консервативную и последовательную теорию (Вильчек Ф. Красота физики: Постигая устройство природы [Электронный ресурс] / Фрэнк Вильчек; Пер. с англ. М., 2017. С. 66-68. URL: https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/Vilchek_2017_Krasota %20fiziki.pdf). В этом же диалоге Платон также обратил внимание на проблему, связанную с пониманием слова “соразмерность”, заметив: при анализе соразмерности привыкли принимать в расчет мелочи, а самое важное и существенное упускается из виду. Например, если у тела человека (“Большой” человек – “Государство”) величина его членов нарушает меру, оно не только лишено своей гармонии: несоразмерные члены, работая сообща, испытывают утомление или судороги; тело становится неустойчивым и оказываестя само для себя причиной нескончаемых бед. Следует принимать во внимание все несоразмерности, которые вызывающую у человека удовольствие и страдание (Платон. Тимей // Платон. Собрание сочиненй в 5 т. Т.3. М.: Мысль, 1994. С. 470, 494-495). Причиной удовольствий и страданий у человека, как заметил уже Аристотель, являются аффекты –страсть, гнев, страх, отвага, зависть, радость, дружба, ненависть, желание, ревность, сожаление, – все то, чему сопутствуют удовольствие и страдание; и предложил действовать, их избегая, т.е. всегда рационально находить “середину” между крайностями: “… в действиях есть избыток, недостаток и середина”. Аффекты ни хороши, ни плохи: они только побуждают к деятельности (Аристотель. Этика // Антология мировой философии в четырех томах. Том 1. Часть 1. М.: Мысль, 1969. С.459-461). Здесь важно принимать во внимание, по крайней мере, два обстоятельства: с одной строны, “… Аристотель отрицал некоторые единичные вещи – например, боль...” (Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. С. 49); с другой – различал людей в зависимости от того, как они ведут себя в жизни: одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою (Аристотель. Риторика. Книга первая // Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 15). Можно соглашаться/несоглашаться, но все то, что вызывает боль, доставляя человеку страдание, не становится его привычкой. Действие по привычке бессознательно: оно репрезентирует сознанию модель поведения, адаптированную к среде (взаимодействию). Иными словами, Платон учитывал роль эмоций в жизни людей, тогда как Аристотель исключил их из сферы философского анализа. Игнорирование роли аффектов в жизни человека содействовало становлению у Аристотеля представлений и взглядов как описательных: совокупность непосредственно воспринимаемых признаков явлений отвечала тому, что биологи определяют фенотипом, который не раскрывает свойств явления и не определяет его внутреннюю (генотип) динамику (Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. С. 61). Позицию Аристотеля воспринял философ-этик А. Смит, читавший лекции по нравственной философии, и опубликовавший книги сначала “Теория нравственных чувств” (1759) и получившую гораздо большую известность – “Исследование о природе и причинах богатсва народов” (1776). А. Смит предложил модель, называемую homo economicus (“экономический человек”), которая описывает образец “нормального среднего” человека и ориентирует на создание условий для того, чтобы “нормальный средний” обыватель дорастал до настоящего “экономического человека” (Радаев В.В. Экономическая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 20, 22). В этот воспитательный процесс все еще вкладываются усилия и в наши дни, включая школьное и вузовское образование, хотя уже следующее поколение экономистов старалось очистить экономическую теорию от моральных и политических наслоений, не отражающих ее сущность. Например, У.С. Джевонс заметил, что истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать, – чувствам удовольствия и страдания, которые сопровождают обычные желания людей и удовлетворение этих желаний целесообразной трудовой деятельностью. Чувства удовольствия и страдания меняются по интенсивности и продолжительности, также противопоставляются как положительная и отрицательная величины, что позволяет признать, что труд сопровождается страданием, поэтому будет интенсивным лишь при определенных условиях (Джевонс У.С. Об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С.67-68). Иными словами, “средний” (однородный) труд страданий человека не вызывает, но лишается динамики (развития). В частности, Платон в диалоге “Тимей” заметил, что “...внутри того, что однородно, движения быть не может” (Платон. Тимей // Платон. Собрание сочиненй в 4 т. С. 462). Т.е. анализ скорости действий работника как ”средней”, т.е. однородной, величины не раскрывает динамику взаимодействия участников совместной работы, неоднородной (гетерогенной) по составу участнков. Если труд есть страдание (У.С. Джевонс), оно проявляестся во взаимодействиии у однородных (гомогенных) участников группы в форме “С(А↔А)” и “С(В↔В)”, а у неоднородных, как “С(А↔В)”, из-за спонтанно действующей синхронизации. И в этом играет свою роль фундаментальное свойство реальных явлений – самоподобие, когда мелкомасштабные структуры повторяют форму крупномасштабных, что отражается в языке фракталов. Свойство предвосхитил Г.В. Лейбниц, а формализовал самоподобие французский математик Б. Мандельброт, введя понятие «фрактал» (от лат. fractus сломанный). Фрактал представляет собой нелинейную структуру, которая сохраняет самоподобие при неограниченном изменении масштаба. Ключевым здесь является сохраняющееся свойство нелинейности. Сам фрактал имеет дробную, а в пределе иррациональную размерность, благодаря чему он – способ организации взаимодействий пространств разной природы и размерности, именно: нейронные сети, индивиды в их взаимодействии – это тоже фракталы (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. С. 174-175). С дугой стороны, имеет значение тот факт, что «фрактальное» направление научной мысли Б. Мандельброта во многом определили работы лингвиста Дж. Ципфа, который утверждал, что на поведение людей влияет принцип наименьших усилий. Имеется в виду, что «принцип наименьшего усилия, регулирующего языковое поведение людей», связан с принцип противоречия между присущего человека потребности общения и его естественной инерцией, стремящейся свести к минимуму свою умственную и физическую деятельность (Мандельброт Б., Хадсон Р.Л. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах: Пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 191-192). Характеристику воззрений Дж. Ципфа представил Б. Мандельброт в своей работе «(Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах» (2006), в которой признается, что рынки связаны с «торговым временим», которое отличается от линейного времени, отсчитываемого часами обычного времени. Торговое время в момент неустойчивости времени ускоряется, а в период стабильности замедляется, что и проявляется в ценовой последовательности, которая наблюдается в реальной финансовой жизни. Чтобы финансовые аналитики могли предсказывать будущее состояние рынка, они должны знать все скорости действий его участников. Т.е. в контексте примения “принципа наименьших усилий” (Дж. Ципф) участники рынка могут считаться самоподобными, а таким является и предприниматель – образ которого противопоставила “экономическому человеку” австрийская школа экономики.
Модель «экономический человек» А. Смита связана со следующими предпосылками: 1. Человек независим. Это автономный, атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения исходя из своих личных предпочтений. 2. Человек эгоистичен. Его основная цель – забота о своем интересе и стремление к максимизации собственно выгоды. 3. Человек рационален. Он имеет ясные и устойчивые предпочтения, осуществляет последовательный выбор средств достижения поставленной цели и рассчитывает их сравнительные издержки. 4. Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и облает достаточной информацией о средствах их удовлетворения (Радаев В.В. Экономическая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 19-20). “Экономическому человеку” А. Смита австрийская экономическая школа противопоставляет предпринимателя.
Представители австрийской школы рассматривают экономику как теорию деятельности, а не как теорию принятия решений. Для австрийцев экономическая теория составляет часть общей теории человеческой деятельности, а не только человеческих решений или выбора. Поэтому в экономической теории используется не математический язык, а имеет преимущество словесный язык. В отношении математического языка существует уверенность, что математический язык чрезвычайно удобен для выражения состояний равновесия, но он не позволяет передать субъективность времени, а также и предпринимательского творчества; кроме того, невозможно передать сущность ценности, предпринимательской прибыли, земельной ренты, разделения труда. Для австрийской экономической теории движущая сила – это предпринимательство как характерная особенность реального мира, вечно пребывающего в состоянии неравновесия. Задача предпринимателя в создании и открытии новой информации, прежде не существовавшей, и пока процесс создания не будет завершен, этой информации не существует. Она не может быть никому известна, а потому не в силах человеческих заранее принимать решения о размещении ресурсов в соответствии с ожидаемыми издержками и выгодами. Сегодня австрийские экономисты почти единодушно считают ошибочным представление, согласно которому источником предпринимательской прибыли – это простое принятиериска. Предприниматели постоянно порождают новую информацию, а она по природе субъективна, рассеяна между людьми, имеет практический характер, с трудом поддается артикулированию. Субъективное восприятие информации является существенным элементом методологии австрийской школы, отсутствующим в неоклассической теории, где информация трактуется как исключительно объективная. Большинство экономистов не осознают, что, говоря об информации, австрийцы и неоклассики имеют в виду принципиально разные вещи. С точки зрения неоклассиков, информация – это нечто объективное, своего рода товар, который продают и покупают на рынке в соответствии с решениями о максимизации. Эта «информация», которую можно хранить на различных носителях, не имеет ничего общего с субъективной информацией, о которой пишут австрийцы: с практической и жизненно необходимой информацией, которую действующее лицо субъективно истолковывает, знает и использует в контексте конкретного действия. Информация всегда субъективна, а рынки – возможности извлечения предпринимательской прибыли; возможности, которые предприниматели обнаруживают и используют в непрерывном процессе координации предпринимательских усилий на рынке. Австрийцы изучают динамичный процесс общественной координации, когда индивиды постоянно и предприимчиво порождают новую информацию (в силу чего она никогда не бывает «данной»), поскольку пребывают в поиске целей и средств, представляющихся им существенными в контексте каждого действия, которым поглощены, и в результате неумышленно запускают стихийный процесс координации. Т.е. с точки зрения австрийской школы, важнейшая экономическая проблема – это не максимизация известной, объективной функции с известными ограничениями, а проблема, строго экономическая по своей природе: она возникает при наличии множества конкурирующих между собой целей и средств, когда знание о них не является чем-то данным, а напротив, рассредоточено между бессчетным числом людей, постоянно создающих его ex novo (заново), так что в результате никто не в состоянии знать все существующие возможности и альтернативы, а равно и то, в какой степени каждая из них желательна. Важно понять, как предпринимательство модифицирует или изменяет информацию или знания действующего субъекта. Создание, восприятие, осознание новых целей и средств предполагает модификацию знаний действующего субъекта в том смысле, что он обнаруживает информацию, которой прежде не обладал. Для австрийской школы важны шесть основныххарактеристик предпринимательского знания: 1) это знание не научное, а субъективное и практическое; 2) это знание эксклюзивное; 3) оно рассеяно среди всех людей; 4) это знание, преимущественно неявное, а потому неартикулируемое; 5) это знание, создаваемое ex nihilo (из ничего), именно благодаря проявлению предпринимательства; 6) это знание, которое может передаваться, по большей части неосознанно, посредством чрезвычайно сложных социальных процессов, которые австрийской школой считаются настоящим предметом экономических исследований. Практическое знание рассеяно и эксклюзивно: это означает, что каждый из участников владеет лишь несколькими «атомами» или «битами» всей созданной в обществе и переданной информации и этими битами владеет только он или, иными словами, только предприниматель имеет к ним доступ, поэтому может дать им сознательное истолкование. Каждый, действуя и практикуя предпринимательство, делает это личным и неповторимым образом, что начинает со стремления достичь определенные цели, соответствующие видению мира и совокупности знаний о нем, которыми и располагает только предприниматель, т.е. не обладает никто другой. Поэтому знание предпринимателя не является данным и доступным для всякого, кто имеет доступ к материальным средствам хранения информации (газеты, журналы, книги, статистика, компьютеры). Напротив, знание, имеющее ключевое значение для человеческой деятельности, является чисто предпринимательским, практическим и строго эксклюзивным и может быть «найдено» только распыленным по умам всех тех людей, кто действует по-предпринимательски. Практическое знание – преимущественно знание неявное и неартикулруемое (невозможность выразить словами). Это означает, что человек знает, как выполнять определенные действия (знать как), но не в состоянии выявить элементы или части того, что он делает, т.е. не в силах сказать, правильны они или нет (знать что). Процесс обучения заключается в приобретении ряда практических навыков поведения. Неявное знание на деле является господствующим принципом любого знания.Тип знания, которое также не может быть артикулировано и играет ключевую роль в функционировании общества, состоит из комплекса привычек, традиций, институтов, правовых и моральных правил, образующих право, которые делают возможным существование общества и которым люди учатся следовать, будучи не в состоянии детально их сформулировать и теоретически объяснить функцию, исполняемую правилами и институтами в различных ситуациях и социальных процессах. То же самое говорится и о языке, а также, например, о финансовом учете и учете издержек: предприниматели используют их в своих экономических расчетах, помогающих выбирать направление деятельности и представляющих собой набор знаний или практических приемов, без которых предпринимателям не обойтись при выборе ориентиров для достижения своих целей в условиях рыночной экономики; при этом подавляющее большинство предпринимателей не в состоянии сформулировать научную теорию учета, не в состоянии объяснить ее роль в процессах координации, котоые делают возможными и экономическую, и социальную жизнь. Предпринимательство для экономистов австрийской школы – это врожденная способность человека обнаруживать и воспринимать возможности получения прибыли и обдуманно их использовать, эквивалентная знанию, которое является неявным и неартикулируемым (Уэрта де Сото X. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009. С. 17, 127-129). Неявное знание, выражающееся словесным языком, сталкивается с отношениями, как на это обратил внимание швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977), ценности и смысла (означаемого и означающего); в контексте теории пораждающей (генеративной) грамматики – знания (компетенции) и употребление (компетентность), что для американского лингвиста Н. Хомского – языковая компетенция (уровень владения), т.е. знание языка, или правил грамматики (Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Пер. с англ. и предисл. В.А. Звегинцева.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972). Опираясь на работы Н. Хомского, американский лингвист П. Хоппер создал теорию эмерджентной грамматики, развивая идею в противоположном направлении, т.е. от элементарных структур синтаксиса к морфологии. Структуризация отражает нечто динамическое, гибкое, изменяемое, подверженное компромиссам относительно правил, которые формируют элементы самой системы (Барышников П.Н. Эмерджентные свойства языковых процессов сознания // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2016. №2 (34). С. 22). Здесь имеется в виду, что грамматика «сама порождает себя»: если существующие грамматические средства недостаточны для адекватного отражения передаваемой ситуации, грамматические конструкции переосмысливаются и/или перестраиваются для того, чтобы образовать новые (Эмерджентная грамматика // THE READER VIEW OF WILIPEDIA. – URL: https://thereaderwiki.com/ru/Эмерджентная _грамматика). П. Хоппер признает, что речь не может идти о мысленно представленной системе правил: в речи люди одновременно как сочиняют, так и говорят; здесь нет места и необходимости для посредничества со стороны фиксированной структуры правил (Hopper Paul. Emergent Grammar // Berkeley Linguistics Society, vol. 13 (1987), 139–157. – URL: http://web. archive.org/web/20050407212050/http:/home.eserver.org/hopper/emergence.html). При анализе трансформационной грамматики Н. Хомского отмечается, что в сферу трансформационной грамматики не входят реальные речевые процессы (Дж. Лакофф); грамматика не может быть одновременно конструктом лингвиста, относящимся к описанию системы абстрактных правил, существующих до речи, и самим знанием говорящего, его свойством или атрибутом (П. Хоппер); модель Н. Хомского отличается от живого говорения, так как она имеет в виду отдельные предложения, а не целостные сообщения, в которых предложения подчинены структуре текста (Человеческий факто в зыке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. С. 4, 12, 49). Иными словами, информация, связанная со словесным языком и являющаяся неявной, или не артикулируемой (не выражаемой словами), нуждается в существовании признаков достоверности нового знания, которое она выражает.
Итак, австрийская экономическая школа имеет в виду предпринимателя, взаимодействующего с другими участниками хозяйственной жизни, результатом которого является возникновение нового зания, или информации. Т.е. знание субъективно, не артикулируется (неявно), не передается другим, является рассеянным между участниками хозяйственной жизни общества. Функцию интегатора выполняет рынок, на котором субъективное (неявное) знание предстает в форме творческой (словесной) реакции предпринимателя на рыночные отношения “спрос-предложение”. У предпринимателя нет издержек, но у него есть его “бесплатное” знание, возникающее из нечего в форме результатов предпринимательского творчества, которое приносит ему и явный, и артикульруемый размер предпринимательской прибыли.
Уточнение особенностей «экономического человека» (А. Смит) и «предпринимателя» (австрийская экономическая школа) происходит в современных условиях, определяемых как «неопределенность», т.е. неполной информации и несовершенного предвидения, когда не используется принцип максимизации прибыли и также предпосылка поведения индивида, которое рассматривается, как предсказуемое. В условиях неопределенности прогноз оказывается неопределенным, а максимизация прибыли – руководящий принцип действия – лишена смысла. Индивиды стремятся уже не к максимизации прибыли, а к получению положительной прибыли, прибегая к адаптивным и имитационным процедурам. Есть два критерия рациональности – максимизация прибыли и максимизация полезности, не используемые при неопределенности. Сама по себе неопределенность – результат, по крайней мере, двух причин: несовершенного предвидения и неспособности человека решать сложные задачи со многими переменными. В этих условиях задача индивида сводится к принятию решения (выбору действия), когда результат невозможно предсказать. Т.е. при неопределенности отсутствует осмысленный критерий для выбора решения, максимизирующего прибыль. Само использование среднего, или математического ожидания, полностью снимает проблему неопределенности. Но при неполной информации и несовершенном предвидении есть лишь единственный способ сделать критерий максимизации значимым – предположить полную неопределенность. В этих условиях решение, предписанные экономической системой, оказываются более важными, чем устанавливаемые индивидом, который находится внутри системы. Причина проста: полученная положительная прибыль, а не максимум – это свидетельство успеха и жизнеспособности. Неважно, как обеспечен успех: достаточен факт его достижения – это критерий, в соответствии с которым экономическая система и отбирает выживающих субъектов: получившие положительную прибыль, выживают, а другие, кто понесли убытки и разорились, они исчезают. Здесь положительная прибыль достается тому, кто лучше своих фактических конкурентов. Подобно тому, как в гонках, – вознаграждение получает самый быстрый из участников, даже если они не торопятся (Алчиан А. Неопределенность, эволюция и экономическая теория // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса [Текст]. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 33, 34-38). При этом формруется также и нацеленность предпринимателя на рентоориентированное поведение – это активность индивидуумов, организаций и фирм, связанная с получением выгоды посредством манипулирования законодательством и экономическими условиями, а не через и засчет развитие производства. Рентоориентированное поведение, как признают отечественные авторы, – это один из главных барьеров, препятствующих формированию менталитета инновационного предпринимателя среди российских бизнесменов (Шестакович А.Г. Методология исследования рентоориентированного поведения // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2018. № 3 (25). С. 140). К процессу также имеют отношения и обстоятельства, анализ которых представлен в торчестве Ф. Кидланда и Э. Прескотта, лауреатов Нобелевской премии по экономике (2004). В частности, ими отмечено: экономическое развитие связано с тем, что и государство, и частный сектор действуют рационально. Важный элемент государственной экономической политики – это «состоятельность во времени» (time consistency), т.е. способность государственных органов достаточно долгое время выдерживать одну и ту же линию экономического поведения (Воронов Ю.П. Правила важнее прав. Нобелевские лауреаты по экономике 2004 г. // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2005. № 1. С. 102-103). Для устойчивой, а точнее – долговременной, экономической политики государства необходимо понимание действия механизма синхронизации практического знания, которое Ф.А. фон Хайек определяет как “рассеянное знание” участников хозяйственного взаимодействия – индивидуальное опытно-практическоео знание (Уэрта де Сото X. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009. С. 127-129). Знание “средних” величин однородно, а знание разнородных величин (Платон) в настоящее время демонстриют финансовые аналитики, их называют “кванты”, которые в основном представлены на финансовых рынках, где используется фрактального анализ, который оперирует понятием “фрактального времени”. На финансовом рынке фрактальный анализ, определяя его настоящего (текущее) состояние, но он не предлагает прогноза (Петерс Э. Фрактальный анализ финансовых рынков. Применение теории хаоса в экономике. М.: Интернет-Трейдинг, 2004. С. 14-19). Поэтому важно не оказаться в плену у мифов о предпринимателях-одиночках и стартапах: совместная работа, как и инновационный процесс, всегда носят коллективный характер, а государственные институты играют в нем важнейшую роль (Маццукато М. Ценность вещей: Создание и изъятие в мировой экономике / пер. с англ. Н. Проценко; под науч. ред. Н.А. Афанасова, А. Павлова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшая школа экономики, 2021. С. 8). Рентоориентированное поведение стало актуальным в условиях неопределенности, но не исключается возможность его замены способом организации совместной работы рентопроизводящего характера.
Таким образом, аристотелевский способ мышления характеризует теории, которые, описывая изменения в обществе и в состояниях его хозяйственной жизни, рисуют картинку в сравнительно статичном обществе в том смысле, что во внимание не принимается такой специфический фактор, как скорость, с которой протекают взаимоотношения между людьми и не оценивается влияние этого темпорального фактора на состояние жизни и уровень производительности совместной работы в современном обществе (Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С.36-37). Люди, взаимодействующие при их совместной работе, рациональны, а этоотражается в особенностях личного «временно́м сознании» (А. Тоффлер) посредством уже их эмоциональных (метафорических) форм с различными уровнями интенсивности и смысловыми контекстами.
Галилеевский способ мышления обращает внимание на то, что скорость действий и темп совместной работы – это физические величины, на которые распространяется действие механизмов синхронизации и резонанса, а в сетевом обществе – синхронно-резонансного процесса, от спонтанного проявления которых зависит и состояние общества, и сам уровень производительности совместной работы. Галилеевский способ мышления, ориентируясь на решение динамических задач, также различает процессы необратимого (эволюционного) и обратимого (волнообразного) изменения. Если первые процессы линейны – они идут в одном и том же направлении, то вторые процессы способны пребывать в одном состоянии, а затем измениться и рано или позно вернуться к исходному состоянию, как, например, изменение товарных цен, процента на капитал, процента безработных и т.д. Анализ динамических процессов связан с динамической теорией экономической действительности, которая отличается от статической теории, изучая экономические явления в процессе их изменения во времени, тогда как статическая теория по существу рассматривает их вне категории измения во времени (Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. С. 48-49, 58-59). К обратимым процессам также относятся результаты и профессионального отбора, и выбора профессии, опосредующие изменения уровней производительности в совместной работе в зависимости от спонтанного отбора участников хозяйственно жизни общества в целом. Человек не в силах отменить процесс необратимый (эволюционный), но вполне в состоянии посредством обратимых (волнообразных) процессов, включая деятельность института образования, влиять на становление вектора эволюции, используя при этом и особенности постгалилеевского способа мышления.
Постгалилеевский способ мышления ориентирован на решение задачи в ситуации неопределенности. Способ ее решения представлен в “теории смыслового мышления” и “знаково-символического опосредствования” известных российских психологов О.К. Тихомирова и А.Н. Вераксы (факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова). К оценке решения задачи в ситуации неопределенности относится модель (схема) повседневного поведения человека и в жизни, и на рабочем месте, представленная Г.М. Маклюэном, известным канадским философом, культурологом и филологом, в книге – “Понимание Медиа: Внешние расширения человека”.
В форуме «Проблемы развития» пока не создано ни одного подфорума
Способы решения проблемы
Постановка задачи
Записи не найдены
Цифровое мышление
Цифровое мышление, как правило, связывают с появлением новых реальностью, которую определяю как цифровую, формулируя вопрос: как цифровая реальность влияет на личную и профессиональную жизни человека? Как развивать цифровое мышление школьников? Т.е. имеется в виду, что информационные технологи, входя в жизнь человека, изменяют его сознание. Вопросы актуальны в контексте аристотелевского мышления, ориентированного на анализ совокупности факторов (фенотип), возникающих при жизни человека. В меньшей степени обращается внимание на то, что связь инновационных факторов жизни человека в современном обществе, где основным становится феномен «мгновенного» мышления, т.е. связь с базовым (генотип) уровнем мышления человека, протекающем на бессознательном уровне и самопроизвольно организации (структуре) этого процесса. Наиболее активно тема цифрового мышления обсуждается в сфере повышения эффективность различных форм деятельность компаний. В частности, признается, что цифровое мышление (от англ. digital mindset) – это совокупность hard и soft skill (профессиональные компетенции и социально-психологические качества) значительно упрощающих жизнь человека в современном технологическом мире. Технологический прогресс не стоит на месте – есть уже первые прототипы электронных паспортов, электронные подписи, цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам. Поэтому надо перестраивать свое мышление на цифровое (Чубаров В. Что такое цифровое мышление и зачем сотрудникам его развивать [Электронный ресурс] // РБК*Тренды. 28.12.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ innovation/cmrm/61c9fe6b9a7947469397f0fb). В современном общества взаимодействий между людьми, включая банковские отношения, становятся мгновенными, этот процесс, как и в рамках научно-технического прогресса сохраняет структуру, т.е. независимость друг от друга технико-технологического содержания (инвариант) и характер использования в обществе (способ связи человека с трудом) – это зависимая переменная, связанная со способами включения человека в цифровое общество и решение задачи на определение условий этого процесса как мало-/высокопроизводительного. Иными словами, сохраняет актуальность проблема управления развитием общества, которую австрийская школа экономики связывала с информацией. Т.е. приобретение информацией инновационных свойств, опосредованных инновационными аспектами возникновения задачи определения эффективного способа (зависимая переменная), как и прежде, еще не решает.
Австрийская экономическая школа, противопоставив экономическому человеку (А. Смит) предпринимателя, признавал не роль свойств личности (А. Смит) человека в хозяйственной жизни, особенности информации, возникающей во взаимодействии предпринимателей как ее участников. Предприниматели постоянно порождают информацию, а она субъективна, рассеяна, имеет практический характер, с трудом поддается артикулированию, что создает непрерывный процесс координации предпринимательских усилий на рынке и в обществе. Т.е. именно предприниматели – главная движущая сила социального процесса, позволяя формировать прогнозы тенденций, а, по Ф. фон Хайеку, структурные предсказания (pattern predictions). Поскольку эмпирические явления постоянно изменяются, а субъективная информация недоступна для предпринимателей, которые, кроме того, отсутствуют при социализме, то при социализме невозможен экономический расчет, также невозможны и теоретические точные предсказания (Уэрта де Сото X. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009. С. 4, 11-12, 19). Вместе с тем сама по себе предпринимательская информация существует в дискретном времени, представляя собой на латентном (скрытом) уровне их телесное знание. Но без учета дискретного времени, представленного в телесном знании всех участников хозяйственной жизни, невозможна и адекватная оценка его состояния в контексте социально-экономического прогноза. Между тем то, что не связано со структурные предсказания (pattern predictions), по Ф. фон Хайеку, заключено во фрактальном паттерне, скоординированном (гармония) взаимодействии. В этом случае имеет место самоподобие, когда фрактальные зависимости могут представать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что обеспечивает их рекурсивность, или самоорганизацию (Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. М.: V A C Press, 2020 С. 74. URL:https://vk.com/doc415041562_575712703?hash=z1bibBdzWBjct90WnqoLDGK3v RPY4y0L1 tUSDV 1UwYL). В физике примером бесконечной рекурсии является взаимное отражение двух расположенных друг напротив друга зеркал (Рекурсия (Электронный ресурс). URL: https://zns.susu.ru/IT/BP/10.pdf). Если скорость действий определяется сама через себя фрактально, два противопоставленные «зеркало» – настоящее и будущее время, то совместная работа будет мало-/высокопроизводительной при взаимодействии реальных участников (настоящее время) и вымышленных (символических). Их взаимодействие, с одной стороны, определяет желание участников при непосильной скорости снизить (мотив) ее эффективность, а колебание уровней производительности – стимул для того, чтобы устранить проявление «слабого звена» (А.А. Богданов), когда скорость эскадры определяет тихоходное судно и в настоящем (состояние), и в будущем времени (прогноз). Т.е. человека характеризует дуально-личностная субъектность: в настоящее время он выбирает способ (мотив) организации совместной работы, интенсивность которой ему по силам; в будущее время при колебании уровня производительности ориентируется (стимул) на способ, который обеспечивает совместной работе высокопроизводительный характер в режиме устойчивого производства. Субъектность проявляется и в выборе (намерение), и в его особенностям (мотив/стимул). В этом случае актуально аналоговое мышление.
В форуме «Цифровое мышление» пока не создано ни одного подфорума
Записи не найдены
Записи не найдены
Записи не найдены
На странице «Новостная лента» пока отсутствует информация