Введение
Актуальность проблемы. Благодаря вертикальному и горизонтальному разделению труда в хозяйственной жизни общества действия любого индивида, как правило, опосредованы действиями многих других людей: либо его собственная работа не имеет непосредственных последствий, либо она отгораживается от ее конечной отдаленной цели множеством иных работ, выполняемых другими. Создается впечатление отсутствия прямой причинной связи между тем, что делает человек, и тем, что происходит с конечными объектами действия. Так как собственный вклад в решение общей задачи человеку кажется незначительным, а влияние на конечный результат представляется слишком малым, то он перестает считаться серьезной нравственной проблемой. На уровне фирмы существует представление о том, что вклад в общее дело вносит роль, а не человек, который ее играет. Если исполнитель роли не играет ее, как полагается, на его место поставят любого, кто обладает соответствующими навыками, но задача в любом случае будет выполнена [1, с. 142-143]. В этом случае остается без внимания тот факт, что в условиях разделения труда элемент организации – профессиональный отбор, который ориентирован на способности человека от «природы» (генотип), не изменяющиеся средствами внешнего воздействия, включая педагогическое, при жизни человека. На уровне обществ в целом профессиональный отбор уступает место выбору профессии, когда оба эти процесса могут осуществляться и удачно, и неудачно, когда совместная работы протекает в форме мало-/высокопроизводительной, а результаты профессионального отбора и выборы профессии определяют колебание уровней производительности фирмы (микроуровень) и хозяйственной жизни (макроуровень) общества. Т.е. совместная работа, или взаимодействие участников, опосредованное их воздействием друг на друга, – это динамически процесс со спонтанным колебанием уровней производительности, что ставит задачу, с одной стороны, определения уровня высокопроизводительной совместной работы; с другой – способа его организации с целью придать высокопроизводительной совместной работе устойчивый, или долговременный, характер.
И общество, и его хозяйственная жизнь непрерывно изменяются. Между тем большинство существующих теорий о социальных и психологических переменах представляют действия человека в сравнительно статичном обществе. Статичном в том смысл, что не принимается во внимание специфический фактор – это скорость, с которой протекают взаимоотношения между людьми и в обществе, и при совместной работе в его хозяйственной жизни. Не ставится цель измерить и продолжительность этих отношений, и особенность их влияния на работника как участника хозяйственной жизни и на ее результаты. Продолжительность отношений – это темпоральный (временно?й) процесс, в качестве отражения динамики которого используется метафора «оборот», на примере магазина показывающая, что бдительный предприниматель знает оборот всех товаров его магазине и общий оборот всего магазина [2, с. 36-37]. Также и на пример колебания уровней производительности совместной работы в различных формах ее организации в условиях разделения труда. Совершаемые человеком действия протекают во времени, т.е. имеют скорость, которая напоминает производительность. Производительность – это результат, деленный на количество времени, в течение которого он получен: например, триста деталей в час, три управленческих решения в минуту. Хороший руководитель должен контролировать как достигаемые результаты, так и текущую производительность труда, она увеличивается или, напротив, уменьшается? Чем сильнее конкуренция, тем больше внимания следует обращать внимание на «скорость» и «ускорение» [3, с. 49]. Исследование результатов профессионального отбора позволяет сделать вывод: при удачном профессиональном отборе производительность труда рабочих возрастает на 20-40%, не считая высокие качественные показатели и более низкий уровень утомляемости после смены [4, с. 62]. Существование и профессионального отбора с выбором профессии как элементов организации труда в условиях его разделения, и результаты профессионального отбора показывают, что совместна работа может осуществляться однородными (гомогенными) или неоднородными (гетерогенными) по темпоральному (скоростно?му) своему составу участников, что влияет на становление темпа (от лат. tempus время) совместно работы за счет трансформации индивидуальной скорости у всех участников в общий для них темп совместной работы, управляемой законом «слабого звена», по А.А. Богданову.
А.А. Богданов обоатил внимание на проявление закона, согласно которому прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, а скорость эскадры – наиболее тихоходным кораблем [5, с. 353]. Т.е. скорость действий участников совместной работы синхронизируется непосредственно или, напротив, опосредованно. Синхронизация скорости действий не зависит от усилий работников, но ее определяется условиями, в которых осуществляется. Т.е. участники совместной работы – это элементы статических темпокристаллов, или темпорально синхронизированных форм, а они проявляются в форме мало-/высокопроизводительной совместной работы, управления ими, как в случае с эскадрой, состоящей из тихо-/быстроходных кораблей. Иными словами, чтобы увеличить скорость эскадры, необходимо изменить состав входящих в нее кораблей. И это в случае, когда речь идет о повышениискорости эскадры; если имеется в виду уменьшение скорости, то оно осуществляется самопроизвольно, определяясь мощностью парового котла у тихоходного корабля; с другой стороны, скорость тихоходного корабля оказывается тем самым и «средней» скоростью всей эскадры. Аналогично и с участниками совместной работы. И, более того, если для изменения состава эскадры, достаточно управленческой активности командира, то в случае совместной работ необходим такой способ ее организации, который и определяет массово-удачный (+20-40%) выбор профессии, как и результат профессионального отбор (+20-40%). Т.е. действия индивида, опосредованные действиями многих других людей, ставят проблему их эффективности, а на уровне совместной работы производительности и собственно скорости действий, и темпа совместной работы. Решение проблемы связано с определением ресурсов, которые для этого необходимы. Гипотеза состоит в предположении: совместная работа как система, сама производит ресурсы собственного развития, на которые она и может опираться в этом процессе. Такого рода возможность рассматривается на примере кристалла времени и по аналогии с ним темпокристалла совместной работы, а в том и другом случае – спонтанно проявляющееся энергическая составляющая процесса, которая на уровне темпокристаллов, с одной стороны, принимает форму спонтанного колебания (?) их уровней производительности; с другой стороны, управление процессом – это не создание условий для развития производительности посредством развития работников, а «переключение» уровней за счет изменения состава участников, который должен принимать массовый характер.
Причину интереса к явлению, названному «темпокристаллом», можно показать на таких примерах. Так, швейцарский лингвист Ф. де Соссюр, различая язык и речь, обращает внимание на проявления языка в речи говорящего коллектива. Его участники между собой различаются, поэтому с помощью речевой деятельности неизбежно происходит своего рода выравнивание в форме «кристаллизации», точнее – социальной «кристаллизации» [6, с. 51]. Темпокристалл, в контексте вывода Ф. де Соссюра, связан с работающим коллективом, участники которого также между собой различаются, т.е. в совместную работу уже включено выравнивание, или кристаллизация, темпоральных усилий – социально-экономическая «кристаллизация». И речь идет об условиях превращения в коллективный обычай процесса становления темпокристалла высокопроизводительной совместной работы. Имеет место в современном обществе и тот факт, что пользователи ручных телефонов сопровождают речевое сообщение смайликами – повседневное речевое название «эмо?тикона» (англ. emoticon иконка с эмоцией). Смайлик не имеет отношения к автору речевого сообщения в том смысле, что он – результат конвертации (лат. converto изменяю, превращаю) элементов автономно действующего процесса, который в телефоне участника речевого общения формирует воспринимаемый адресатом зрительный образ (символ). Также и в совместной работе индивидуальные скоростидействий участников конвертируется в ее общийтемп (лат. tempus время), который, однако, принимает форму и мало-, и высокопроизводительного, что ставит задачу определения условий, исключающих все условия осуществления первого, и воспроизводства устойчивого (долговременного) характера для второго. Т.е. факторы внешнего воздействия (включая речевое общение людей) вызывают его эмоциональную реакции, которые отражаются в смайликах (символы), не связанными с причинами эмоционального состояния и его изменением. Для адекватного отражения тех или иных (изменяющихся) эмоциональных состояний, смайлики достаточно «переключить». В отношения «причина – следствие» включен посредник – это механизм конвертации, имеющий свои законы проявления, их темпоральную реализацию и результаты процесса (ситуация). И здесь становятся синонимами в коллективных процессах социальная «кристаллизация» (Ф. де Соссюр) и темпокристаллы, которые невозможно видеть, но сами образы (символ) возможно мыслить.
Темпокристаллы (от лат. tempus время + от греч. krystallos прозрачный камень, кристалл со способностью сильно преломлять свет) – это совокупность временны?х элементов, раскрывающих темпоральное состояние совместной работы людей в условиях разделения труда. Синонимы слова «кристалл» – это микросхема, снежинка, стекло, скопление, отросток, точнее агрегат (от лат. aggregatus соединенный, собранный). В условиях разделения труда темпокристаллы являются статичными формами (структурами) организации совместной работы, связанными с различными уровнями производительности, а «переключение» между ними определяет рост/спад, или динамику, т.е. колебание состояний ее производительности в целом. Здесь темпокристаллы, как и механизм их проявления, соотносится с идеей кристалла времени у Ф. Вильчека, американского физика, лауреата Нобелевской премии (2004): идея о существовании «кристалла времени» была сформулирована в 2012 году.
Кристалл времени – это система, в которой время самопроизвольно нарушается, т.е. «кристаллы времени» существуют и «…растут за счет выкачивания энергии из сиcтемы» [7]. Т.е. «кристаллы времени» – такие структуры, которые получают энергию своего движения из разлома в симметрии времени, разлом же симметрии (соразмерность, гармония) представляет собой форму движения [8]. Термин «кристалл времени» – литературный образ, а сами физики анализируют «дискретный кристалл времени», обращая свое внимание на отличие линейного времени от дискретного времени: различие заключается в том, что у линейного времени есть возможность спонтанного нарушения инвариантных законов физики. В результате нарушения инвариантных законов в системе возникает внутреннее движение с наименьшей затратой энергии и без внешнего воздействия лишь за счет кристаллизации в спонтанном дискретном времени [9]. Слово «спонтанное» означает, что физические законы обладают определенной симметрией, но подчиняющиеся им элементы все же собираются в конфигурацию, которая эту симметрию нарушает. Никто не «заставляет» систему нарушать симметрию, но она делает это сама, или спонтанно [10], и задача физиков состоит в том, чтобы изучить физические свойства кристаллов времени. В контексте идей кристалла времени совместная работа предстает в линейном времени как опосредованная отношениями симметрии (соразмерности), если ее участники измеряются (оцениваются) в средних, а не предельных величинах. Иными словами, не учитывается тот факт, что действия человека темпоральны: они, протекая с той или иной скоростью, связаны со временем, существуя не в линейном времени, а в дискретном (скорость). Линейное время – это общий темп (от лат. tempus время) совместной работы. Его становление определяет закон, который еще в декабре 1917 года отметил А.А. Богданов.
Существует закон, согласно А.А. Богданову, по которому прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, а скорость эскадры – наиболее тихоходным кораблем [5, с. 353]. Это – закон «наименьших», или «слабого звена», который раскрывает роль «предельных» величин. Т.е., опираясь на закон «наименьших» («слабого звена» и / или «точке роста» [12, с. 101], можно сделать вывод, что точкой роста скорости движения эскадры, а по аналогии – производительности совместной работы, является изменение состава кораблей и состава участников посредством способа, или структуру, их организации. Иными словами, использоваться при решении практических задач, что имел ввиду А.А. Богданов в книге «Тектология» [13]: всеобщая организационная наука. В случае эскадры, состоящей из тихо-/быстроходных кораблей, скорость движения определяет тихоходный корабль за счет снижения скорости движения быстроходного корабля. Измерение (оценка) скорости в терминах «средних» величин возможна у однородных (гомогенных) по составу и тихоходных, и быстроходных кораблей. Однако в случае эскадры, которая состоит из тихо-/быстроходных кораблей, т.е. неоднородных (гетерогенных) по составу, актуальна не «средняя», а «предельная» величина: общая скорость движения эскадры равна скорости лишь тихоходного корабля, когда снижение скорости быстроходного корабля допускается, но факт увеличения скорости тихоходного корабля технологически исключается. Рост же скорости у эскадры, состоящей из тихо-/быстроходных кораблей, достигается исключением из ее состав тихоходных кораблей. Аналогично и при совместной работе в условиях разделения труда, когда фактором ее организации становится профессиональный отбор, ориентированный на способности работника от «природы» (генотип), не изменяющиеся при его жизни средствами внешних, включая педагогическое, воздействие. Здесь проблема – это исключение проявления закона «слабого звена», который связан с принципами всеобщей организации (А.А. Богданов), т.е. результаты профессионального отбора должны иметь массовый (всеобщий) характер, т.е. проявляться в одинаковой (соразмерной мере) на уровне и отдельной фирмы и хозяйственной жизни обществ в целом (на микро-/макроформе), т.е. темпокристалле. В контексте идеи темпокристаллов как отношений дискретного (скорость) и линейного (темп работы) времени точка роста производительности совместной работы – это способ «переключения» ее темпов, исключая спонтанное становление хозяйственной жизни на малопроизводительном уровне.
Методология исследования основана на системном подходе, диалектическом методе познания с использованием методов анализа и синтеза, сочетания логического и исторического, индукции и дедукции, функционирования и развития. Также анализируются и возможности онтологического подхода к организации совместной работы с учетом того, что она имеет такие темпоральные характеристики как ее линейный (целостный) темп и различая (дискретная) скорость участников. Иными словами, совместная работа рассматривается в контексте ее организации с учетом способностей человека от «природы» (генотип) и таких, которые формируются при его жизни (фенотип), что предполагает выделение и способов мышления – аристотелевского, галилеевского и постгалилеевского.
Аристотелевский способ мышления имеет в виду связь человека и ценностей, а также формирование личности человека (фенотип); ориентирован на его способности, возникающие при жизни ради воспитания, например, добросовестного работника, становлению которого институт образования придает массовый характер. Для аристотелевского способа мышления актуальны стимулы и мотивы совместной работы: они не связаны со скоростью действий человека от «природы» (генотип), хотя существование профессионального отбора отражает вывод о том, что способности человека от «природы» (генотип) при его жизни не изменяются, включая использование образовательного воздействия. Поэтому и значим профессиональный отбор, по результатам которого возникают эрготемпоральные работники (от гр. ergon работа + лат. tempus время): они осуществляют действия с неодинаковой скоростью, которая при совместной работе трансформируются в ее темп различных уровней производительности, или темпокристалл, что и влияет на состояние хозяйственной жизни общества.
Галилеевский способ мышления имеет в виду взаимодействия участников совместной работы – процесс, в ходе которого способности от «природы» (генотип) различаются (гетерогенность) по скорости действий. Взаимодействие участников совместной работы – динамический процесс, который направляет организация (структура) спонтанной трансформацией скорости всех действий участников совместной работы в ее общий темп. Процесс осуществляется в форме «фазового переход», аналогичного тому, как вода переходит в пар или в лед (скачок), а темп работы – в мало-/высокопроизводительный. И задача состоит в определении условий, при которых сама по себе высокопроизводительная совместная работа (хозяйственная жизнь общества) получает устойчивый (долговременный) характер. Иными словами, аристотелевский способ мышления имеет в виду решение институтом образования статических задач (цель – это формирование личности (фенотип) средствами, создаваемыми при жизни человека, тогда как галилеевский способ мышления связан с решением задач динамических, которые имеют в виду способности от «природы» (генотип), когда проявление их свойств опосредует способ «комбинации», придающий совместной работе мало-/высокопроизводительный уровень и допускающий устранений условий для малопроизводительного уровня. Человек предстает в этом случае эрготемпоральным работником индивидуального и совокупного (коллективного) уровня, способным выполнять действия с индивидуальной медленной/быстрой скоростью, а совместную работу – в мало-/высокопроизводительном общем темпе.
Постгалилеевский способ мышления ориентирован уже на возможность «производства» системой тех ресурсов, опираясь на которые она получает возможность своего развития. Например, в такой системе, как языке грамматика «сама порождает себя»: если существующие грамматические средства недостаточны для адекватного отражения передаваемой ситуации, тогда все существующие грамматические конструкции переосмысливаются и/или перестраиваются для того, чтобы образовать новые конструкции [14]. При совместной работе с неоднородным (гетерогенным) составом участников представлены, с одной стороны, ее мало-/высокопроизводительные уровни; с другой стороны, само изменение состава участников вызывает рост/спад уровня производительности на 20-40% [4, с. 62], выполняя функцию «переключения» существующих уровней производительности. Т.е. различие результатов – ресурс в форме ренты (+20-40%), который создается функционирование хозяйственной жизни общества, и на который общество имеет/лишается возможности опираться в развитии. Иными словами, в совместной работе, как системе за счет взаимодействия именно своих, внутренних (эндогенных) факторов, возникает ресурс собственного развития, основание которого – и различие способностей от «природы» (генотип), и синхронизация скорости действий в реальном проявлении. Рента (+20-40%), а она образуется за счет различия уровней производительности, и представляет собой тем самым вид природной ренты, точнее – это коллективная природная рента. Институт образования, участвующий в ее становлении посредством решения задачи профессиональной ориентации, становится рентообразующим фактором. Способность института образования выполнять роль рентообразующего фактора связана с выводом А.В. Чаянова, который отмечает, что под нажимом внутрихозяйственных сил – из-за неблагоприятного соотношения между ними – и создаются нормальные рентообразующие факторы [15, с. 122]. Совместная работа – процесс, в котором скорости действий как с неоднородным (гетерогенным) составом участников, так и с однородным (гомогенным) составом скорости действий синхронизируются в спонтанном режиме, формируя темп совместной работы. В зависимости от участников групп, точнее – от состава, результаты проявляется в различном уровне производительности: «конвертируются» (от лат. converto изменяю, превращаю) в капитал, представляя вид природной ренты: он возникает с непосредственным участием способностей работника от «природы» (генотип), но без специальных энергетических затрат и окупаемости со стороны организаторов совместной работы, иными словами, спонтанно и «бесплатно» в форме коллективной ренты. Таким образом, совместная работа – это спонтанное колебаниеуровней ее производительности, как и прекращение, если «блокировать» действие закона «слабого звена» (А.А. Богданов).
Итак, становление рентопроизводительности коллективного производства в хозяйственной жизни определяет цель исследования – это способ организации ее функционирования, когда процесс, приобретая устойчивый (долговременный) характер, своей массовости достигает за счет деятельности (конвертация) института образования с задачей осуществления в обществе профессионального отбора и выбора профессии учащимися. Проблема в том, что учащиеся – это будущие работники, когда информация о хозяйственной жизни в будущем недостаточна или не является достоверной: профессиональный отбор и выбор профессии совершаются тем самым в ситуации неопределенности. Ее может прояснить предложенная Ф. Вильчеком концепция квантового временно?го, или темпорального, кристалла. В этой концепции имеется в виду существование объекта, атомы которого находятся в движении, что требует и затраты энергии, а сам этот процесс может принимать «энергетически выгодное состояние» [16]. Т.е. совместная работа – это динамическая система, состоящая из темпоральных элементов: и они, находясь в дискретном (скорости) состоянии, посредством движения конвертируется в общий темп совместной работы. Конвертация – непосредственная/опосредованная синхронизация в зависимости от однородных (гомогенных) или неоднородны (гетерогенных) ее темпоральных элементов. Для того, чтобы в системе с неоднородным составом протекала непосредственная синхронизации, скорость элементов увеличивается/уменьшается, требуя уже дополнительной затраты энергии. Например, при организации совместной работы в условиях разделения труда в форме дополнительной энергетической затраты выступает профессиональный отбор. Его не требует ситуация непосредственная синхронизации, когда однородны элементы системы: темп, или уровень производительность, формируется уже без дополнительных затрат энергии. Т.е. непосредственная синхронизация темпоральных элементов системы (скоростей) является энергетически выгодным состоянием, или условием, для формирования темпа совместной работы в форме ее высокопроизводительного (рентопроизводительного) уровня.