Цифровое мышление
Цифровое мышление, как правило, связывают с появлением новых реальностью, которую определяю как цифровую, формулируя вопрос: как цифровая реальность влияет на личную и профессиональную жизни человека? Как развивать цифровое мышление школьников? Т.е. имеется в виду, что информационные технологи, входя в жизнь человека, изменяют его сознание. Вопросы актуальны в контексте аристотелевского мышления, ориентированного на анализ совокупности факторов (фенотип), возникающих при жизни человека. В меньшей степени обращается внимание на то, что связь инновационных факторов жизни человека в современном обществе, где основным становится феномен «мгновенного» мышления, т.е. связь с базовым (генотип) уровнем мышления человека, протекающем на бессознательном уровне и самопроизвольно организации (структуре) этого процесса. Наиболее активно тема цифрового мышления обсуждается в сфере повышения эффективность различных форм деятельность компаний. В частности, признается, что цифровое мышление (от англ. digital mindset) – это совокупность hard и soft skill (профессиональные компетенции и социально-психологические качества) значительно упрощающих жизнь человека в современном технологическом мире. Технологический прогресс не стоит на месте – есть уже первые прототипы электронных паспортов, электронные подписи, цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам. Поэтому надо перестраивать свое мышление на цифровое (Чубаров В. Что такое цифровое мышление и зачем сотрудникам его развивать [Электронный ресурс] // РБК*Тренды. 28.12.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ innovation/cmrm/61c9fe6b9a7947469397f0fb). В современном общества взаимодействий между людьми, включая банковские отношения, становятся мгновенными, этот процесс, как и в рамках научно-технического прогресса сохраняет структуру, т.е. независимость друг от друга технико-технологического содержания (инвариант) и характер использования в обществе (способ связи человека с трудом) – это зависимая переменная, связанная со способами включения человека в цифровое общество и решение задачи на определение условий этого процесса как мало-/высокопроизводительного. Иными словами, сохраняет актуальность проблема управления развитием общества, которую австрийская школа экономики связывала с информацией. Т.е. приобретение информацией инновационных свойств, опосредованных инновационными аспектами возникновения задачи определения эффективного способа (зависимая переменная), как и прежде, еще не решает.
Австрийская экономическая школа, противопоставив экономическому человеку (А. Смит) предпринимателя, признавал не роль свойств личности (А. Смит) человека в хозяйственной жизни, особенности информации, возникающей во взаимодействии предпринимателей как ее участников. Предприниматели постоянно порождают информацию, а она субъективна, рассеяна, имеет практический характер, с трудом поддается артикулированию, что создает непрерывный процесс координации предпринимательских усилий на рынке и в обществе. Т.е. именно предприниматели – главная движущая сила социального процесса, позволяя формировать прогнозы тенденций, а, по Ф. фон Хайеку, структурные предсказания (pattern predictions). Поскольку эмпирические явления постоянно изменяются, а субъективная информация недоступна для предпринимателей, которые, кроме того, отсутствуют при социализме, то при социализме невозможен экономический расчет, также невозможны и теоретические точные предсказания (Уэрта де Сото X. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009. С. 4, 11-12, 19). Вместе с тем сама по себе предпринимательская информация существует в дискретном времени, представляя собой на латентном (скрытом) уровне их телесное знание. Но без учета дискретного времени, представленного в телесном знании всех участников хозяйственной жизни, невозможна и адекватная оценка его состояния в контексте социально-экономического прогноза. Между тем то, что не связано со структурные предсказания (pattern predictions), по Ф. фон Хайеку, заключено во фрактальном паттерне, скоординированном (гармония) взаимодействии. В этом случае имеет место самоподобие, когда фрактальные зависимости могут представать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что обеспечивает их рекурсивность, или самоорганизацию (Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. М.: V A C Press, 2020 С. 74. URL:https://vk.com/doc415041562_575712703?hash=z1bibBdzWBjct90WnqoLDGK3v RPY4y0L1 tUSDV 1UwYL). В физике примером бесконечной рекурсии является взаимное отражение двух расположенных друг напротив друга зеркал (Рекурсия (Электронный ресурс). URL: https://zns.susu.ru/IT/BP/10.pdf). Если скорость действий определяется сама через себя фрактально, два противопоставленные «зеркало» – настоящее и будущее время, то совместная работа будет мало-/высокопроизводительной при взаимодействии реальных участников (настоящее время) и вымышленных (символических). Их взаимодействие, с одной стороны, определяет желание участников при непосильной скорости снизить (мотив) ее эффективность, а колебание уровней производительности – стимул для того, чтобы устранить проявление «слабого звена» (А.А. Богданов), когда скорость эскадры определяет тихоходное судно и в настоящем (состояние), и в будущем времени (прогноз). Т.е. человека характеризует дуально-личностная субъектность: в настоящее время он выбирает способ (мотив) организации совместной работы, интенсивность которой ему по силам; в будущее время при колебании уровня производительности ориентируется (стимул) на способ, который обеспечивает совместной работе высокопроизводительный характер в режиме устойчивого производства. Субъектность проявляется и в выборе (намерение), и в его особенностям (мотив/стимул). В этом случае актуально аналоговое мышление.
В форуме «Цифровое мышление» пока не создано ни одного подфорума